Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 22 июня 2000 г. N А56-32193/99
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Дмитриева В.В., судей Троицкой Н.В. и Зубаревой Н.А., при участии от ЗАО "Си-Ай-Эс Медиа Компани" Васильева M.B. (доверенность от 30.07.99 N 02/99-CIS), от Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Адмиралтейскому району Санкт-Петербурга Сафонова С.Г. (доверенность от 27.09.99 N 01/22928), рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Адмиралтейскому району Санкт-Петербурга на решение от 03.02.2000 (судья Жбанов В.Б.) и постановление апелляционной инстанции от 19.04.2000 (судьи Загараева Л.П., Асмыкович А.В., Савицкая И.Г.) Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-32193/99,
установил:
Закрытое общество "Си-Ай-Эс Медиа Компани" (далее - ЗАО) в лице конкурсного управляющего обратилось в арбитражный суд с иском об обязании Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Адмиралтейскому району Санкт-Петербурга (далее - ИМНС) возвратить согласно статье 78 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) из бюджета 568 950 рублей излишне уплаченного по расчетам за второй-третий кварталы 1997 и 9 месяцев 1998 года налога на добавленную стоимость (далее - НДС).
Решением от 03.02.2000, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 19.04.2000, иск удовлетворен.
В кассационной жалобе ИМНС просит отменить судебные акты и иск оставить без рассмотрения, ссылаясь на неправильное применение судом статьи 4 и пункта 4 статьи 87 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктов 7 и 8 статьи 78 НК РФ, поскольку налогоплательщиком не был соблюден специальный досудебный порядок обращения в налоговый орган с заявлением о возврате излишне уплаченного НДС.
Кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов дела, ЗАО направило в налоговую инспекцию исправительные налоговые расчеты, согласно которым на момент открытия в его отношении конкурсного производства у него имелось 568 950 рублей отрицательной разницы, которая образовалась в результате превышения НДС, уплаченного поставщикам материальных ресурсов, использованных для производства продукции, над суммами НДС, полученного от покупателей. В связи с отказом ИМНС принять исправительные декларации (л.д. 20-21) ЗАО обратилось в арбитражный суд с иском о возврате на основании статьи 78 НК РФ из бюджета указанной суммы НДС.
В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость" сумма налога на добавленную стоимость, подлежащая внесению в бюджет, определяется как разница между суммами налога, полученными от покупателей за реализованные им товары (работы, услуги), и суммами налога, фактически уплаченными поставщикам за материальные ресурсы (работы, услуги), стоимость которых относиться на издержки производства и обращения.
Указанная норма Закона не содержит дополнительного условия о том, что суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные поставщикам, должны быть, в свою очередь, перечислены поставщиками в бюджет и только после этого покупатель ресурсов вправе отразить суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные поставщикам, в декларации по налогу на добавленную стоимость.
Согласно пункту 3 статьи 7 Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость" в случае превышения сумм налога на добавленную стоимость по товарно-материальным ценностям, стоимость которых фактически отнесена (списана) на издержки производства и обращения, а также по основным средствам и нематериальным активам над суммами налога, исчисленными по реализации товаров (работ, услуг), возникающая разница засчитывается в счет предстоящих платежей или возмещается за счет общих платежей налогов в десятидневный срок со дня получения расчета за соответствующий отчетный период.
Таким образом, статьей 7 Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость" в отдельных случаях предусмотрено возмещение налогоплательщику затрат по уплате сумм НДС поставщикам товаров (работ, услуг) в порядке и на условиях, установленных названным Законом. Закон предусматривает в таких случаях компенсацию налогоплательщику его затрат по НДС, уплаченному поставщикам материальных ресурсов и недополученному от покупателей. На налоговый орган возлагается обязанности по возмещению НДС налогоплательщику, который уплатил его поставщикам и подтвердил это первичными документами.
Вместе с тем возврат излишне уплаченных налогоплательщиком сумм налога непосредственно в бюджет носит восстановительный характер в отличие от возмещения отрицательной разницы по налогу в соответствии со статьей 7 Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость".
Пунктом 9 статьи 78 НК РФ установлено, что возврат сумм излишне уплаченного налога производиться за счет средств бюджета, в который произошла переплата, в течение одного месяца со дня подачи налогоплательщиком соответствующего заявления, если иное не установлено Кодексом.
Обязательным условием возврата сумм излишне уплаченного налога и выплаты процентов за его просрочку Налоговый кодекс Российской Федерации определяет наличие факта переплаты налога в соответствующий бюджет. Согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 32 НК РФ налоговые органы обязаны осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налога в порядке, предусмотренном Кодексом.
Поскольку из изложенного выше следует, что понятие "возврат налогоплательщику суммы налога, излишне уплаченного им в бюджет", и понятние "право налогоплательщика на возмещение отрицательной разницы", не однозначны, возмещение сумм НДС в этом случае производится на основании статьи 7 Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость" без соблюдения процедуры, установленной статьей 78 НК РФ, в том числе без подачи специального заявления и начисления процентов за несвоевременный возврат.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 174 и 175 (пункт 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение от 03.02.2000 и постановление апелляционной инстанции от 19.04.2000 Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-32193/99 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Адмиралтейскому району Санкт-Петербурга - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.В. Дмитриев |
Н.В. Троицкая
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 22 июня 2000 г. N А56-32193/99
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника