Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 18 июля 2000 г. N А56-2750/00
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Троицкой Н.В., судей Дмитриева В.В. и Петренко А.Д., при участии от Киришского муниципального предприятия тепловых сетей Артамоновой Т.С. (доверенность от 01.02.2000 N 165), от Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Киришскому району Ленинградской области Сербиненко С.В. (доверенность от 24.01.2000 N 08-05/1214),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Киришскому району Ленинградской области на постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17.05.2000 по делу N А56-2750/00 (судьи Загараева Л.П., Савицкая И.Г., Асмыкович А.В.),
установил:
Киришское муниципальное предприятие тепловых сетей (далее - Киришское МПТС) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Киришскому району Ленинградской области (далее - ИМНС Киришского района) о признании недействительным требования налогового органа от 14.10.99 N 736 в части уплаты пеней по налогу на прибыль.
Решением от 20.03.2000 суд в иске отказал, ссылаясь на то, что истец факт недоимки по налогу не оспаривает, а "законодатель не связывает уплату пени по одному из налогов с наличием переплаты по другому налогу".
Апелляционная инстанция постановлением от 17.05.2000 отменила указанное решение суда и удовлетворила иск Киришского МПТС, указав, что переплата по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС) перекрыла недоимку по налогу на прибыль, следовательно, вследствие недополучения в установленный срок налога на прибыль у федерального бюджета не было потерь, поэтому начисление пеней необоснованно.
В кассационной жалобе ИМНС Киришского района просит отменить постановление апелляционной инстанции и оставить в силе решение суда от 20.03.2000, которое считает законным и обоснованным. При этом, ссылаясь на выводы суда первой инстанции, налоговый орган убежден, что "существуют основания к отмене постановления апелляционной инстанции от 17.05.2000, предусмотренные пунктом 1 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации".
В судебном заседании представитель ИМНС Киришского района просил отменить постановление апелляционной инстанции и оставить в силе ранее принятое решение суда, а представитель Киришского МПТС просил кассационную жалобу оставить без удовлетворения.
Кассационная инстанция, проверив правильность применения апелляционной инстанцией норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы ИМНС Киришского района.
Согласно материалам дела в связи с разъяснениями ИМНС Киришского района, данными истцу по вопросу применения законодательства об НДС, Киришское МПТС произвело перерасчет уплаченных им налогов за 1995-1998 годы, в результате чего выявлена недоимка по налогу на прибыль в сумме 5774900 рублей, а по НДС - переплата на сумму 9527200 рублей. На основании неоднократных заявлений налогоплательщика ИМНС Киришкого района в порядке статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) произвела в 1999 году зачет излишне уплаченного НДС в счет исполнения обязанности по уплате налога на прибыль в тот же период. Однако 14.10.99 налоговая инспекция направила истцу требование N 10/736 об уплате в установленный срок пеней, начисленных на сумму недоимки по налогу на прибыль.
Удовлетворяя иск Киришского МПТС, апелляционная инстанция Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области постановлением от 17.05.2000 признала недействительным спорное требование ИМНС Киришского района и обоснованно указала, что НДС и налог на прибыль, являясь федеральными налогами, поступают в федеральный бюджет, а поскольку переплата НДС образовалась в тех же периодах, что и недоимка по налогу на прибыль, у государственной казны отсутствуют потери в результате недополучения налоговых сумм в установленный срок. При этом апелляционная инстанция правомерно сослалась на данное в постановлении Конституционного суда Российской Федерации от 17.12.96 N 20-П определение правового характера пеней как компенсации потерь государственной казны, что следует из общего смысла пункта "в" части 1 статьи 13 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" от 27.12.91 N 2118-1, действовавшей в период образования у истца недоимки и переплаты по федеральным налогам, и, предусматривавшей взыскание пеней за просрочку уплаты в бюджет налога.
Это определение соответствует и положениям статьи 75 НК РФ, согласно которой пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик выплачивает в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленным законодательством о налогах и сборах сроки. В соответствии с пунктами 3 и 4 названной статьи пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора и определяется в процентах от неуплаченной в установленный срок суммы.
В силу пункта 5 статьи 78 НК РФ по заявлению налогоплательщика и решению налогового органа сумма излишне уплаченного налога может быть направлена на исполнение обязанностей налогоплательщика по уплате налогов или сборов либо на погашение недоимки, если эта сумма направляется в тот же бюджет, в который была направлена излишне уплаченная сумма налога.
ИМНС Киришского района произвела зачет в порядке статьи 78 НК РФ на основании заявления Киришского МПТС, которое в результате полученных от налогового органа разъяснений и произведенного в связи с этим перерасчета налогов за 1995-1998 годы единовременно установило факт излишней уплаты в федеральный бюджет НДС и недоимки по налогу на прибыль, подлежащего уплате в тот же бюджет и в тот же период. Следовательно, в данном случае потерь у государственной казны вследствие недополучения налоговых сумм в срок не было, поскольку суммы налогов были перечислены в федеральный бюджет своевременно, что ответчик не оспаривает. Следует также отметить, что согласно пункту 2 статьи 78 НК РФ зачет суммы излишне уплаченного налога производится налоговым органом без начисления процентов на эту сумму, если иное не установлено названной нормой.
Учитывая изложенные обстоятельства, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы ИМНС Киришского района, которая к тому же не содержит сведений о нарушении апелляционной инстанцией норм материального и процессуального права при вынесении обжалуемого судебного акта, а постановление от 17.05.2000 считает законным и обоснованным.
Руководствуясь статьями 174, 175 (пункт 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда города Санкт- Петербурга и Ленинградской области от 17.05.2000 по делу N А56-2750/00 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Киришскому району Ленинградской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.В. Троицкая |
А.Д. Петренкo
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 18 июля 2000 г. N А56-2750/00
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника