Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 27 июня 2000 г. N А56-3250/00
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Троицкой Н.В., судей Дмитриева В.В. и Шевченко А.В., при участии от закрытого акционерного общества "Первая стивидорная компания" Бирюковой А.К. (доверенность от 13.03.2000 N Б-57/ПСК), Плугатарь М.В. (доверенность от 13.03.2000 N Б-56/ПСК), Ковзарь Т.Г. (доверенность от 13.03.2000 N Б-59/ПСК) и Ермиловой Т.В. (доверенность от 13.03.2000 N Б-58/ПСК), от Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Кировскому району Светличной Т.Г. (доверенность от 10.01.2000 N 19-20/83), от Управления федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации по Санкт-Петербургу Глумова Д.В. (доверенность от 05.01.2000 N 11/5),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Кировскому району Санкт-Петербурга и Управления федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 03.04.2000 по делу N А56-3250/00 (судьи Галкина Т.В., Малышева Н.Н., Агеева М.А.),
установил:
Закрытое акционерное общество "Первая стивидорная компания" (далее - ЗАО "ПСК") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Кировскому району Санкт-Петербурга (далее - ИМНС Кировского района) о признании недействительным решения от 28.01.2000 N 9045359 в части начисления 3034300 рублей налога на добавленную стоимость (далее - НДС) и 37011 рублей пеней.
Управление федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации по Санкт-Петербургу (далее - УФСНП) привлечено к участию в деле в качестве 3-го лица в порядке статьи 39 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением от 03.04.2000 суд удовлетворил иск, признав, что истец, пользуясь установленными международными соглашениями налоговыми льготами, правомерно возместил из бюджета спорную сумму НДС по правилам статьи 7 Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость" от 06.12.91 N 1992-1 (далее - Закон "О НДС").
В апелляционном порядке дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе ИМНС Кировского района просит отменить решение суда от 03.04.2000 и отказать ЗАО "ПСК" в иске. По мнению ответчика, при вынесении обжалуемого решения суд нарушил требования статьи 7 Закона "О НДС", который следовало применить в совокупности с подпунктом "э" пункта 2 Положения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.92 N 552 (далее - Положение), и неправильно истолковал признание иска налоговой инспекцией.
УФСНП в своей кассационной жалобе также просит отменить решение суда от 03.04.2000 и принять новое решение об отказе в иске. Ссылаясь на статью 7 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), УФСНП полагает, что поскольку установленная международным соглашением Льгота не предусмотрена Законом "О НДС", то не подлежит применению и статья 7 названного закона, предусматривающая порядок возмещения НДС из бюджета.
В отзыве на кассационную жалобу ЗАО "ПСК" просит оставить обжалуемое решение суда без изменения, а кассационные жалобы ИМНС Кировского района и УФСНП - без удовлетворения.
В судебном заседании представители ИМНС Кировского района и УФСНП поддержали доводы кассационных жалоб, а представители ЗАО "ПСК", ссылаясь на их несостоятельность, просили решение суда от 03.04.2000 оставить без изменения.
Кассационная инстанция, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалоб ИМНС Кировского района и УФСНП.
Согласно акту от 24.12.99 N 9-04-5359 ИМНС Кировского района совместно с Кировским отделом УФСНП провела выездную налоговую проверку соблюдения ЗАО "ПСК" налогового законодательства за период с 01.07.99 по 30.09.99. В ходе проверки выявлено неправомерное возмещение 3034300 рублей НДС, предъявленного к бюджету в связи с выполнением истцом погрузо-разгрузочных работ по обработке грузов гуманитарной помощи, освобожденных от уплаты НДС международными соглашениями.
Принятым на основании акта проверки решением от 28.01.2000 N 9045359 ИМНС Кировского района обязала ЗАО "ПСК" в установленный срок перечислить в соответствующие бюджеты 3034300 рублей НДС (пункт 1.1а) и 37011 рублей пеней, начисленных на неуплаченную сумму налога (пункт 1.1б)
Согласно материалам дела в период с мая по сентябрь 1999 года ЗАО "ПСК" выполняло погрузо-разгрузочные работы сельскохозяйственных товаров, поставляемых в рамках соглашений между Правительством Российской Федерации и Правительством Соединенных Штатов Америки о безвозмездном предоставлении сельскохозяйственных товаров от 23.12.98 и о продаже сельскохозяйственных товаров от 23.12.98.
Пунктами "М" и "L" вышеназванных межправительственных соглашений предусмотрено, что Россией к ввозимым товарам не должны применяться никакие таможенные пошлины. Кроме того, "Российская Федерация не должна начислять никаких иных налогов во время импортирования или первоначального распределения или продажи этих товаров".
Согласно пункту 2 статьи 1 Федерального закона Российской Федерации "О международных договорах" от 15.07.95 N 101-ФЗ межправительственные соглашения являются международными договорами. По общему смыслу статьи 15 Конституции Российской Федерации и статьи 7 НК РФ правила международных договоров обладают приоритетом по отношению к актам законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, поэтому в случае противоречия между ними применяются правила и нормы международных договоров.
Следовательно, ЗАО "ПСК" при выполнении указанных работ правомерно применяло льготу по НДС, которая не предусмотрена статьей 5 Закона "О НДС", но установлена международным договором. Это обстоятельство ответчик и 3-е лицо не оспаривают.
Вместе с тем НДС относится к федеральным налогам налоговой системы Российской Федерации, установлен Законом "О НДС" и обязателен к уплате на всей территории России. В соответствии со статьей 1 названного Закона НДС представляет собой форму изъятия из бюджета части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и определяемой как разница между стоимостью реализованных товаров, работ, услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения.
В силу статьи 2 Закона "О НДС" ЗАО "ПСК", являясь юридическим лицом по законодательству Российской Федерации, относится к плательщикам НДС. Согласно статье 3 этого Закона объектом налогообложения являются обороты по реализации на территории РФ товаров, выполненных работ и оказанных услуг. В данном случае - это выполненные истцом при ввозе импортных товаров на территорию России погрузо-разгрузочные работы, освобожденные от уплаты НДС международными договорами.
Статья 7 Закона "О НДС", определяя порядок исчисления налога, устанавливает механизм его возмещения из бюджета. При этом пункты 2 и 3 названного Закона предусматривают общий и специальный порядок предъявления НДС к бюджету, в том числе при реализации товаров (работ, услуг), освобожденных от уплаты этого налога. Указанные нормы также устанавливают ограничения для возмещения НДС.
Поскольку Закон "О НДС" и межправительственные соглашения не предусматривают никаких ограничений, а также особого порядка возмещения из бюджета НДС, от уплаты которого истец этими соглашениями освобожден, в данном случае следует применять установленный статьей 7 Закона "О НДС" порядок предъявления НДС к бюджету, что не противоречит названному Закону и нормам международных договоров.
При таких обстоятельствах кассационная инстанция считает, что ЗАО "ПСК", пользуясь установленными международными договорами льготами по налогам, правомерно возместило из бюджета НДС в порядке статьи 7 Закона "О НДС".
Довод УФСНП о невозможности применения в данном случае статьи 7 Закона "О НДС" кассационная инстанция считает несостоятельным, поскольку статья 5 этого Закона определяет только перечень товаров (работ, услуг), освобождаемых от уплаты НДС, который установлен законодательством Российской Федерации и обязателен к уплате на всей ее территории, но с учетом приоритета норм международных договоров только в части противоречащей законодательству Российской Федерации.
Кассационная инстанция считает также несостоятельной ссылку ИМНС Кировского района на подпункт "э" пункта 2 Положения, согласно которому налоги, сборы, платежи и другие обязательные отчисления, производимые в соответствии с установленным законодательством порядком, включаются в себестоимость продукции (работ, услуг), так как Закон "О НДС" и международные договоры, которые освобождают истца от уплаты налогов, не предусматривают отнесение на себестоимость НДС, а законодательством Российской Федерации установлен механизм его возврата из бюджета.
Учитывая изложенные обстоятельства, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа не находит оснований для удовлетворения кассационных жалоб ИМНС Кировского района и УФСПН, а обжалуемое решение суда считает законным и обоснованным.
Руководствуясь статьей 174 и пунктом 1 статьи 175 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 03.04.2000 по делу N А56-3250/00 оставить без изменения, а кассационные жалобы Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Кировскому району Санкт-Петербурга и Управления федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации по Санкт-Петербургу - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.В. Троицкая |
А.В. Шевченко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 27 июня 2000 г. N А56-3250/00
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника