Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 8 ноября 2000 г. N А56-13781/00
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Почечуева И.П., судей Ветошкиной О.В. и Закордонской Е.П., при участии от Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Фрунзенскому району Санкт-Петербурга Олехновича ГА (доверенность от 05.01.2000 N 01/33),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Фрунзенскому району Санкт-Петербурга на постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 12.09.2000 по делу N А5б-13781/00 (судьи Пастухова М.В., Асмыкович А.В., Савицкая И.Г.),
установил:
Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Фрунзенскому району Санкт-Петербурга (далее - налоговая инспекция) обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском о ликвидации акционерного общества закрытого типа "Шашлычная" (далее - АОЗТ "Шашлычная").
Решением арбитражного суда от 03.07.2000 (судья Ларина Т.С.) исковые требования удовлетворены по основаниям, предусмотренным пунктом 2 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
Постановлением апелляционной инстанции от 12.09.2000 это решение отменено и в иске отказано.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить постановление апелляционной инстанции и оставить с силе решение от 03.07.2000, указывая на нарушение судом апелляционной инстанции норм процессуального и материального права.
В судебном заседании представитель налоговой инспекции поддержал доводы кассационной жалобы, которая рассмотрена в отсутствие представителя АОЗТ "Шашлычная", надлежаще извещенного о времени и месте судебного разбирательства.
Суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Из материалов дела видно, что основанием заявленного налоговой инспекцией требования о ликвидации АОЗТ "Шашлычная" является непредставление им с 30.03.99 в налоговый орган отчетов о финансово-хозяйственной деятельности и иных документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов.
Непредставление отчетности АОЗТ "Шашлычная" было объяснено тем, что в течение четвертого квартала 1998 года и в 1999 году АОЗТ не вело хозяйственную деятельность. Указанное обстоятельство подтверждается бухгалтерскими балансами и налоговой инспекцией не оспаривается.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 32 части первой Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налоговые органы обязаны проводить разъяснительную работу по применению законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов, бесплатно информировать налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, представлять формы установленной отчетности и разъяснять порядок их заполнения, давать разъяснения о порядке исчисления и уплаты налогов.
Доказательства выполнения налоговым органом указанной обязанности налоговая инспекция не представила.
Материалами дела подтверждается, что АОЗТ "Шашлычная" создано в результате преобразования арендного предприятия "Шашлычная" N 1" в процессе приватизации и в настоящее время имеет в собственности имущество и земельный участок. Указанное обстоятельство позволяет ответчику вести финансово-хозяйственную деятельность.
Справкой от 26.07.2000 N 10/11534 налоговая инспекция подтвердила, что ответчик не имеет задолженности по налогам перед бюджетами и внебюджетными фондами. Кроме того, из материалов дела видно, что 19.07.2000 АОЗТ "Шашлычная" сдало в налоговую инспекцию бухгалтерские балансы.
Непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган влечет применение ответственности, предусмотренной статьей 119 НК РФ, но не является безусловным основанием для ликвидации налогоплательщика-организации.
В соответствии с абзацем вторым пункта 2 статьи 61 ГК РФ суд вправе (то есть не обязан при любых обстоятельствах) принять решение о ликвидации юридического лица в случае осуществления им деятельности с неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.
Из этого следует, что при наличии формальных признаков нарушений юридическим лицом законодательства о налогах и сборах, не повлекших неуплату налогов и сборов, суд с учетом конкретных обстоятельств дела вправе отказать в удовлетворении требования о ликвидации такого юридического лица.
Исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства в соответствии со статьей 59 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и установив конкретные обстоятельства дела, суд апелляционной инстанции учел эти конкретные обстоятельства и сделал правильный вывод об отсутствии достаточных оснований для удовлетворения иска.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 174, пунктом 1 статьи 175 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 12.09.2000 по делу N А56-13781/00 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Фрунзенскому району Санкт-Петербурга - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.П. Почечуев |
Е.П. Закордонская
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 8 ноября 2000 г. N А56-13781/00
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника