Определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 20 ноября 2000 г. N А26-2057/00-02-08/102
См. также постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 20 ноября 2000 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Дмитриева В.В., судей Кузнецовой Н.Г. и Ломакина С.А., при участии от Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Петрозаводску Кипрушевой Е.С. (доверенность от 17.11.2000 N 11-06/205), Оборина А.Г. (доверенность от 17.11.2000 N 11-06/205), от госпредприятия "ЛВЗ "Петровский" Борик И.В. (доверенность от 01.12.99 N 26), Семкиной Е.Ю. (доверенность от 01.01.2000 N 4), рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу государственного предприятия "Ликероводочный завод "Петровский" на постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Республики Карелия от 18.09.2000 по делу N А26-2057/00-02-08/102,
установил:
Государственное предприятие "Ликероводочный завод "Петровский" обратилось в арбитражный суд с иском об обязании Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Петрозаводску Республики Карелия осуществить зачет излишне уплаченных 8 689 375 рублей акцизов в счет имеющихся недоимок по федеральным налогам.
Решением арбитражного суда от 24.07.2000 исковые требования удовлетворены.
Постановлением апелляционной инстанции от 18.09.2000, оставленным без изменения постановлением кассационной инстанции от 20.11.2000, решение суда отменено и в иске отказано.
При рассмотрении данного дела в кассационной инстанции установлено, что Инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Петрозаводску допущено грубое нарушение норм налогового законодательства.
Согласно статье 80 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика о доходах, исчисленной сумме налога и других данных, связанных с исчислением и уплатой налога. Налоговая декларация (расчет по акцизу) представляется в установленные законодательством о налогах и сборах сроки.
Одновременно статьей 81 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщикам предоставлено право при наличии к тому оснований внести в налоговую декларацию (расчет) необходимые дополнения и изменения. Это право налогоплательщиков соотносится с обязанностью налоговых органов принять уточненную декларацию (расчет) и отразить указанные в ней сведения в лицевом счете налогоплательщика.
Налоговым кодексом не предусмотрено право налоговых органов отказать в приеме изменений (дополнений) в декларацию либо уточненной декларации (расчета), в том числе и в случае нарушения законодательно установленных сроков представления таких изменений.
Ликероводочный завод "Петровский", начиная с 01.01.2000, исчислял и уплачивал в бюджет суммы акцизов по реализуемой алкогольной продукции исходя из ставок, установленных Федеральным законом от 02.01.2000 N 2-ФЗ.
Считая, что придание закону, увеличивающему налоговые ставки, обратной силы неправомерно, а также что уплаченные исходя из повышенных ставок суммы налога являются излишне уплаченными, налогоплательщик представил 25.04.2000 измененные налоговые расчеты по акцизам за январь-февраль 2000 года.
Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Петрозаводску, получив уточненные налоговые декларации, в которых Ликероводочный завод "Петровский" исчислил акцизы по ставкам, ранее установленным Федеральным законом "Об акцизах" в редакции Федерального закона от 10.02.99 N 32-Ф3, и считая применение этих ставок неправомерными, письмом от 25.04.2000 N 405/02 возвратила налогоплательщику измененные налоговые расчеты.
Однако такие действия налогового органа не соответствуют законодательству. В силу пункта 2 статьи 80 Налогового кодекса Российской Федерации, а также положений раздела 2 Регламента проведения камеральных проверок налоговой отчетности, оформления и реализации их результатов, утвержденного приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 28.01.99, и пункта 1 раздела 1, пункта 1 раздела II, пункта 1 раздела V Инструкции N 26 о порядке ведения в государственных налоговых инспекциях оперативно-бухгалтерского учета налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей, утвержденной приказом Госналогслужбы Российской Федерации от 15.04.94 N ВГ-3-13/23 (нормы Инструкции обязательны для налоговых органов в соответствии с пунктом 2 статьи 4 Налогового кодекса Российской Федерации), налоговая инспекция обязана принять уточненную декларацию и при необходимости произвести налоговый контроль, в том числе и камеральную проверку. Порядок проведения и реализация результатов камеральной проверки, предусмотрены статьями 88, 69, 70 и 101 Налогового кодекса Российской Федерации, а также в части, им не противоречащей названным Регламентом.
Возврат же налоговой инспекции налоговых деклараций (уточненных расчетов по акцизам) нарушают принципы правового государства (статья 1 Конституции Российской Федерации), юридического равенства (статья 19 Конституции Российской Федерации) и вытекающий из него принцип всеобщности и равенства налогообложения, закрепленный в пункте 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации, а также принцип защиты права собственности (статьи 35 и 56 Конституции Российской Федерации) в рамках закона, то есть принцип обеспечения защиты прав налогоплательщика (статьи 21, 31 и 32 НК РФ), а также общепризнанные нормы Всеобщей декларации прав человека от 10 декабря 1948 года, в частности ее статьи 6.
Аналогичное нарушение Инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Петрозаводску Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа установил и при вынесении постановления от 07.08.2000 по делу Арбитражного суда Республики Карелия N А26-453/00-02-06/30.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 141 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
определил:
Довести до сведения Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Республике Карелия изложенные факты с целью принятия соответствующих мер, о которых в месячный срок сообщить суду.
Председательствующий |
В.В. Дмитриев |
С.А. Ломакин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 20 ноября 2000 г. N А26-2057/00-02-08/102
Текст определения предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника