Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 14 февраля 2006 г. N А05-6503/05-12
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кузнецовой Н.Г., судей Абакумовой И.Д. и Клириковой Т.В., при участии от федерального государственного унитарного предприятия "Котласский электромеханический завод" Корольковой О.А. (доверенность от 08.02.2006 N ЗЗП/-8),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу на решение от 12.08.2005 (судья Ивашевская Л.И.) и постановление апелляционной инстанции от 10.10.2005 (судьи Бекарова Е.И, Шашков А.Х., Тряпицина Е.В.) Арбитражного суда Архангельской области по делу N А05-6503/05-12,
установил:
Федеральное государственное унитарное предприятие "Котласский электромеханический завод" (далее - Предприятие) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением (после уточнения заявленных требований) о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (далее - налоговая инспекция) от 31.03.2005 N 12-05/1831-ДСП в части доначисления 2 971,6 руб. налога на добавленную стоимость за сентябрь 2003 года и пеней, 318 004,27 руб. налога на имущество за 2002 и 2003 годы и пеней, а также в части доначисления налога на прибыль за 2003 год и пеней в связи с неправомерным занижением базы, облагаемой налогом на прибыль, на 70 902 руб. - стоимость работ по межеванию земельных участков, оплаченных Предприятием по счету-фактуре от 12.03.2003 N 12, и 14 858 руб. - стоимость работ по проведению технической инвентаризации автодороги, оплаченных по счету-фактуре от 29.09.2003 N 235.
Решением суда первой инстанции от 12.08.2005 заявленные Предприятием требования удовлетворены.
Постановлением апелляционной инстанции от 10.10.2005 решение суда от 12.08.2005 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить решение и постановление судов в части признания недействительным решения налогового органа от 31.03.2005 N 12-05/1831-ДСП о доначислении 318 004,27 руб. налога на имущество за 2002 и 2003 годы с соответствующей суммой пеней, ссылаясь на нарушение судами обеих инстанций норм материального права. По мнению подателя жалобы, Предприятие в 2002 и 2003 годах неправомерно применило льготу по налогу на имущество, предусмотренную пунктом "а" статьи 5 Закона Российской Федерации от 13.12.91 N 2030-1 "О налоге на имущество предприятий" в отношении затрат по строительству пионерского лагеря. Строительство пионерского лагеря не завершено, объект не передан в эксплуатацию, следовательно, отсутствует факт его использования по целевому назначению. Налоговый орган считает необоснованным исключение из среднегодовой стоимости имущества затрат по незавершенному строительству пионерского лагеря.
В отзыве на кассационную жалобу Предприятие просит оставить принятые по данному делу судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 1 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу о времени и месте слушания дела извещена надлежащим образом, однако представители в суд не явились, поэтому жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, налоговой инспекцией в октябре - декабре 2004 года проведена выездная налоговая проверка соблюдения Предприятием законодательства по налогам и сборам, в том числе по вопросу правильности исчисления, уплаты и перечисления в бюджеты налога на имущество предприятий за период с 01.01.2002 по 31.12.2003. В ходе проверки выявлен ряд нарушений, которые отражены в акте от 24.02.2005 N 11-13/37-ДСП.
В частности, налоговым органом установлено, что в 2002 и 2003 годах стоимость имущества Предприятия, исчисленная для целей налогообложения, была уменьшена налогоплательщиком на сумму затрат по незавершенному строительству пионерского лагеря. Налоговая инспекция признала эти действия налогоплательщика неправомерными, полагая, что включение в объем льготируемого имущества затрат, понесенных по объекту незавершенного строительства, возможно только при наличии технической документации, позволяющей идентифицировать его как объект жилищно-коммунальной и социально-культурной сферы, а также документов, подтверждающих фактическое использование объекта по его целевому назначению. Между тем пионерский лагерь не достроен и не введен в эксплуатацию.
На основании акта проверки и с учетом возражений налогоплательщика налоговая инспекция приняла решение от 31.03.2005 N 12-05/1831-ДСП, в том числе о доначислении по вышеуказанному эпизоду 318 004,27 руб. налога на имущество за 2002 и 2003 годы и соответствующей суммы пеней.
уплаты Предприятием налога на имущество за 2002 и 2003 годы. Принимая такое решение, суды исходили из правомерного использования налогоплательщиком льготы, предусмотренной пунктом "а" статьи 5 Закона Российской Федерации от 13.12.91 N 2030-1 "О налоге на имущество предприятий". Суды указали, что налогом на имущество облагаются не только основные средства, нематериальные активы и запасы, но и затраты, находящиеся на балансе налогоплательщика. Министерство Российской Федерации по налогам и сборам в письме, согласованном с Министерством финансов Российской Федерации, от 27.04.2001 N ВТ-6-04/350, разъяснило, что если объекты, не законченные строительством в срок (не принятые в эксплуатацию и (или) права собственника на которые не зарегистрированы в установленном порядке), относятся к льготируемому имуществу в соответствии с Законом Российской Федерации "О налоге на имущество предприятий", то затраты, учитываемые в бухгалтерском учете заказчика (покупателя) на счете 08 "Капитальные вложения" по указанным объектам, не включаются в налоговую базу по налогу на имущество предприятий. Кроме того, суды сослались на пункт "л" статьи 4 Закона Российской Федерации от 13.12.1991 N 2030-1 "О налоге на имущество предприятий", в соответствии с которым налогом на имущество не облагается имущество, используемое (предназначенное) исключительно для отдыха или оздоровления детей в возрасте до 18 лет.
Кассационная инстанция, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает такое решение судов законным и обоснованным.
В подпункте 3 пункта 1 статьи 21 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) указано, что налогоплательщики имеют право использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах. Льготами по налогам и сборам, как следует из статьи 56 НК РФ, признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере. Следовательно, льготы предоставляются в соответствии с нормами законодательства о налогах и сборах.
Согласно статье 2 Закона Российской Федерации от 13.12.1991 N 2030-1 "О налоге на имущество предприятий", действовавшего в проверяемый период, налогом на имущество облагаются основные средства, нематериальные активы, запасы и затраты, находящиеся на балансе плательщика. Основные средства, нематериальные активы, малоценные и быстроизнашивающиеся предметы учитываются по остаточной стоимости. Для целей налогообложения определяется среднегодовая стоимость имущества предприятия (статья 3 Закона).
Таким образом, статьей 2 Закона Российской Федерации "О налоге на имущество предприятий" прямо предусмотрено, что затраты (в том числе и затраты на незавершенное строительство) являются объектом налогообложения.
Согласно пункту 4 раздела 2 Инструкции Госналогслужбы России от 08.06.1995 N 33 (с учетом дополнений, внесенных в Инструкцию приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 15.11.2000 N БГ-3-04/389) налоговая база по налогу на имущество предприятий определяется исходя из стоимости основных средств, нематериальных активов, запасов и затрат, отражаемой в активе баланса, в том числе по бухгалтерскому счету 08 "Капитальные вложения" (за исключением субсчетов: 08-1 "Приобретение земельных участков", 08-2 "Приобретение объектов природопользования", 08-5 "Затраты, не увеличивающие стоимость основных средств", 08-7 "Перевод молодняка животных в основное стадо", 08-8 "Приобретение взрослых животных", 08-9 "Доставка животных, полученных безвозмездно").
При этом указано, что расходы организации по возведению зданий и сооружений, монтажу оборудования, стоимость переданного в монтаж оборудования и другие расходы, предусмотренные сметами, сметно-финансовыми расчетами и титульными списками на капитальное строительство, включаются в расчет среднегодовой стоимости имущества организации по состоянию на 1-е число месяца квартала, следующего за истечением срока строительства (монтажа), установленного договором подряда в соответствии с проектно-сметной документацией (проектом организации строительства).
Следовательно, затраты предприятий на строительство объектов основных средств подлежат включению в налоговую базу, облагаемую налогом на имущество.
Приведенные положения Инструкции Госналогслужбы России от 08.06.1995 N 33 разъяснены в письме Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 27.04.2001 N ВТ-6-04/350 "О разъяснениях по применению изменений и дополнений N 5 в инструкцию Госналогслужбы России от 08.06.95 N 33 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на имущество предприятий".
Как следует из раздела 2 ("О порядке включения в налоговую базу затрат на капитальные вложения") названного письма, если объекты, не законченные строительством в срок (не принятые в эксплуатацию и (или) права собственника на которые не зарегистрированы в установленном порядке), относятся к льготируемому имуществу в соответствии с Законом Российской Федерации "О налоге на имущество предприятий", например, магистральные трубопроводы, объекты жилищно-коммунальной и социально-культурной сферы, то затраты, учитываемые в бухгалтерском учете заказчика (покупателя) на счете 08 "Капитальные вложения" по указанным объектам, не включаются в налоговую базу по налогу на имущество предприятий.
В соответствии с пунктом "л" статьи 4 Закона Российской Федерации от 13.12.1991 N 2030-1 "О налоге на имущество предприятий" налогом на имущество не облагается имущество, используемое (предназначенное) исключительно для отдыха или оздоровления детей в возрасте до 18 лет. (В понятие "имущество" для целей исчисления налога на имущество входят, в том числе затраты, учитываемые на счете 08 "Капитальные вложения).
Пунктом "а" статьи 5 Закона о налоге на имущество предусмотрено, что стоимость имущества организации, исчисленная для целей налогообложения, уменьшается на балансовую (нормативную) стоимость объектов жилищно-коммунальной и социально-культурной сферы, полностью или частично находящихся на балансе налогоплательщика.
Судами первой и апелляционной инстанции установлено и не оспаривается налоговой инспекцией, что затраты Предприятия по незавершенному строительству пионерского лагеря отражены в бухгалтерском учете на счете 08 "Капитальные вложения" (субсчет 08-3 "Строительство объектов основных средств").
На субсчете 08-3 "Строительство объектов основных средств" учитываются затраты по возведению зданий и сооружений, монтажу оборудования, стоимость переданного в монтаж оборудования и другие расходы, предусмотренные сметами, сметно-финансовыми расчетами и титульными списками на капитальное строительство (независимо от того, осуществляется это строительство подрядным или хозяйственным способом).
Кассационная инстанция считает правильным вывод судов о том, что спорное имущество Предприятия (пионерский лагерь) подпадает под условия льготы установленной как пунктом "л" статьи 4 Закона Российской Федерации от 13.12.1991 N 2030-1 "О налоге на имущество предприятий", так и пунктом "а" статьи 5 названного Закона.
Таким образом, исключение затрат налогоплательщика на строительство данного объекта из налоговой базы по налогу на имущество является правомерным.
Кассационная инстанция отклоняет довод налоговой инспекции о незаконном применении предприятием льготы, предусмотренной пунктом "а" статьи 5 Закона о налоге на имущество, поскольку пионерские лагеря не относятся к объектам жилищно-коммунальной и социально-культурной сферы.
Под объектом жилищно-коммунальной и социально-культурной сферы понимается соответствующее имущество (его стоимость). Законом Российской Федерации от 13.12.1991 N 2030-1 не определено, какое имущество для цели применения названной льготы относится к объектам жилищно-коммунальной и социально-культурной сферы.
Порядок применения льготы разъяснен Госналогслужбой Российской Федерации в Инструкции от 08.06.1995 N 33 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на имущество предприятий". Согласно положениям названной Инструкции принадлежность имущества организации к объектам жилищно-коммунальной и социально-культурной сферы определяется согласно Общесоюзному классификатору "Отрасли народного хозяйства" 1-75-018 исходя из установленных им статистических группировок по отдельным отраслям народного хозяйства. Названным Классификатором отраслей народного хозяйства пионерские лагеря отнесены к виду 91610 "Оздоровительные учреждения и учреждения отдыха" подотрасли "Туризм и отдых" (91600) отрасли "Здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение" (91000). В подпункте "а" пункта 6 Инструкции от 08.06.95 N 33 указано, что к объектам жилищно-коммунальной сферы следует относить: жилой фонд; гостиницы (без туристических); дома и общежития для приезжих; коммунальное хозяйство и т.д., а к объектам социально-культурной сферы - объекты культуры и искусства, образования, физкультуры и спорта, здравоохранения, социального обеспечения и непроизводственных видов бытового обслуживания населения.
С 01.01.2003 на территории Российской Федерации введен в действие Общероссийский классификатор видов экономической деятельности ОК 029-2001, утвержденный постановлением Госстандарта России от 06.11.2001 N 454-ст, согласно названному Классификатору деятельность детских лагерей на время каникул помещена в раздел Н "Гостиницы и рестораны", ей присвоен код 55.23.1. На этом основании налоговый орган считает, что с 01.01.2003 пионерские лагеря не относятся к объектам жилищно-коммунальной и социально-культурной сферам, следовательно, на Предприятие не распространяется льгота, предусмотренная пунктом "а" статьи 5 Закона о налоге на имущество.
Однако налоговым органом не учтено, что, несмотря на утверждение Общероссийского классификатора видов экономической деятельности ОК 029-2001, подпункт "а" пункта 6 Инструкции Госналогслужбы России от 08.06.1995 N 33 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на имущество предприятий" не отменен. Согласно же постановлению Правительства Российской Федерации от 17.02.2003 N 108 "Об установлении переходного периода для введения Общероссийского классификатора видов экономической деятельности" 2003 - 2004 годы являются переходным периодом для введения Общероссийского классификатора видов экономической деятельности ОК 029-2001.
Кроме того, налоговый орган не учитывает, что спорное имущество (затраты на строительство пионерского лагеря) подпадает и под действие льготы, установленной пунктом "л" статьи 4 Закона Российской Федерации от 13.12.1991 N 2030-1, поскольку предназначено исключительно для отдыха или оздоровления детей в возрасте до 18 лет.
Учитывая изложенное, Предприятие в 2002 и 2003 годах правомерно уменьшило стоимость имущества, исчисленного для целей налогообложения, на затраты по незавершенному строительству пионерского лагеря, отраженные на счете 08 "Капитальные вложения". Правовые основания для отмены принятых по данному делу судебных актов и удовлетворения жалобы налоговой инспекции у кассационной инстанции отсутствуют.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение от 12.08.2005 и постановление апелляционной инстанции от 10.10.2005 Арбитражного суда Архангельской области по делу N А05-6503/05-12 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.Г. Кузнецова |
Т.В. Клирикова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 14 февраля 2006 г. N А05-6503/05-12
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника