Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 17 февраля 2006 г. N А56-20745/2005
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Самсоновой Л.А., судей Дмитриева В.В., Троицкой Н.В.,
при участии от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Ленинградской области Хапаевой И.С. (доверенность от 10.01.2006 N 11-06/6)
рассмотрев 08.02.2006 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Ленинградской области на решение Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.10.2005 по делу N А56-20745/2005 (судья Бурматова Г.Е.),
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "ГРАНД" (далее - Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения от 20.04.2005 N 14-12/253 Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Ленинградской области (далее - Инспекция).
В соответствии с оспариваемым решением Общество привлечено к налоговой ответственности за неполную уплату транспортного налога за 2004 г. в виде штрафа в размере 673 руб. 10 коп.
Обществу предложено уплатить 3 365 руб. 50 коп. неуплаченного транспортного налога, 130 руб. 24 коп. пеней за несвоевременную уплату транспортного налога, 673 руб. 10 коп. штрафа.
Решением суда от 18.10.2005 требования общества удовлетворены.
В апелляционном порядке дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит решение отменить. По мнению налогового органа, категория транспортного средства, указанная в технической документации на автомобиль, не во всех случаях соответствует типу транспортного средства. Поскольку ставки налога определяются в соответствии с типом транспортного средства (легковой, грузовой, автобус), при применении налоговой ставки Обществу следовало руководствоваться Общероссийским классификатором основных фондов ОК 013-94 (ОКОФ) и Венской конвенцией о дорожном движении, ратифицированной Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29.04.1974 N 5938-VIII.
Налоговый орган полагает, что в соответствии с Общероссийским классификатором основных фондов ОК 013-94 автомобиль ГАЗ 33021 (бортовой с тентом) должен быть отнесен к группе транспортных средств "автомобили грузовые общего назначения (бортовые, фургоны)" и его код по ОКОФ - 15 3410020. Инспекция ссылается на то, что согласно отраслевой нормали ОН 025270-66 вторая цифра идентификационного номера (VIN) указывает на тип автомобильного транспортного средства: грузовой автомобиль или пикап обозначаются цифрой 3, соответственно, автомобиль ГАЗ 33021 относится к категории "грузовых" и при исчислении ставки транспортного налога следовало учесть это обстоятельство.
Кроме того, налоговый орган полагает, что при применении ставок транспортного налога по автомобилю УАЗ 3962 суд не принял во внимание информацию предприятия-изготовителя о том, что автомобиль УАЗ 3962 относится к автобусам.
ООО "ГРАНД" о времени и месте слушания дела извещено надлежащим образом, однако представителей в судебное заседание не направило, в связи с чем жалоба рассмотрена в отсутствие представителей ООО "ГРАНД".
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, по результатам камеральной проверки правильности исчисления Обществом транспортного налога за 2004 год Инспекция вынесла решение от 20.04.2005 N 14-12/353.
В соответствии с данным решением Обществу предложено уплатить 3365 руб. 50 коп. транспортного налога, 130 руб. 24 коп. пеней и 673 руб. 10 коп. штрафа на основании пункта 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ). Инспекция в своем решении указала, что Общество при расчете транспортного налога по транспортным средствам ГАЗ 33021 и УАЗ 3962 неправомерно применило ставку транспортного налога. По мнению налогового органа, для отнесения автомобиля к категории легкового или грузового при определении ставки транспортного налога следует руководствоваться отраслевой нормалью ОН 025270-66, регламентирующей классификацию и систему обозначений автотранспортного средства.
Не согласившись с решением налогового органа, Общество обжаловало его в арбитражный суд.
При вынесении решения суд посчитал, что в соответствии с представленными на транспортные средства документами, спорные объекты являются специальными фургонами, которые можно отнести к легковым автомобилям, а факт перевозки грузов налоговым органом не доказан. Кроме того, суд сослался на то обстоятельство, что согласно представленным инвентарным карточкам учета основных средств Общество учитывало транспортные средства по коду 15 3410170 (автомобили легковые прочие, не включенные в другие группировки).
Согласно статье 356 НК РФ транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Статьей 361 НК РФ предусмотрено, что налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства.
Вероятно, в тексте документа допущена опечатка: вместо "от 22.11.2002 N 51" следует читать "от 22.11.2002 N 51-ОЗ"
Транспортный налог на территории Ленинградской области введен Законом Ленинградской области от 22.11.2002 N 51, которым установлены и ставки этого налога.
Приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 09.04.2003 N БГ-3-21/177 утверждены Методические рекомендации по применению главы 28 "Транспортный налог" части второй Налогового кодекса Российской Федерации, пунктом 16 которых предусмотрено, что при определении видов автомототранспортных средств и отнесении их к категории грузовых или легковых автомобилей следует руководствоваться Общероссийским классификатором основных фондов ОК 013-94 (ОКОФ), утвержденным постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 N 359 (далее - Общероссийский классификатор).
В материалах дела имеется паспорт автомобиля ГАЗ 33021, в третьей строке которого указано наименование типа транспортного средства - "ЛГ бортовой с тентом", в четвертой строке указана категория транспортного средства - "В", (л.д. 8-9).
Категория "В" означает, что транспортное средство может быть отнесено как к механическому транспортному средству для перевозки пассажиров, имеющему не менее 4 колес и не более 8 мест для сидения (кроме места водителя), так и механическому транспортному средству для перевозки грузов, максимальная масса которых не более 3,5 тонн, то есть как к легковому, так и к грузовому транспортному средству.
Совместным приказом МВД России, ГТК России и Госстандарта России от 30.06.1997 N 399/388/195 утверждено Положение о паспортах транспортных средств и шасси транспортных средств (далее - Положение), действовавшее в 2004 году. В соответствии с разделом 2.2 (пункты 2.2.1, 2.2.3, 2.2.4 ) в строке "1.Идентификационный номер (VIN)" (далее VIN) в паспорте транспортного средства указываются арабскими цифрами и буквами латинского алфавита условные обозначения, присвоенные транспортному средству.
Первая часть VIN, позволяющая идентифицировать изготовителя транспортного средства, состоит из трех букв или букв и цифр, обозначающих географическую зону, код страны и код изготовителя транспортного средства.
Вторая часть VIN является описательной частью идентификационного номера и состоит из шести знаков, обозначающих транспортное средство согласно конструкторской документации.
Третья часть VIN является указательной частью и состоит из восьми цифр или букв, из которых последние четыре знака должны быть цифрами. Первые знаки указывают код года изготовления транспортного средства, последующие - порядковый номер транспортного средства.
В паспорте транспортного средства ГАЗ 33021 указан идентификационный номер (VIN) - ХТН 33021051536212.
Согласно отраслевой нормали ОН 025270-66, регламентирующей классификацию и систему обозначения автомобильного подвижного состава, вторая цифра идентификационного номера (VIN) указывает на тип автомобильного транспортного средства - грузовой автомобиль или пикап обозначаются цифрой 3. Таким образом, автомобиль ГАЗ 33021 относится к типу грузовых.
В третьей строке "Наименование (тип ТС)" паспорта транспортного средства указывается характеристика транспортного средства, определяемая его конструкторскими особенностями, назначением и приведенная в Одобрении типа транспортного средства или в другом документе, подтверждающем соответствие конструкции установленным требованиям безопасности.
В решении суд первой инстанции указывает, что в соответствии с представленными инвентарными карточками учета основных средств заявитель учитывал транспортные средства по коду 15 3410170 (автомобили легковые прочие, не включенные в другие группировки) и при определении видов транспортных средств и отнесении их к категории грузовых или легковых заявитель руководствовался данными технической документации и данными паспортов транспортных средств.
С таким выводом суда нельзя согласиться.
Согласно Общероссийскому классификатору автомобиль ГАЗ 33021 (бортовой с тентом) относится к автомобилям грузовым (автомобили общего назначения: бортовые, фургоны, автомобили-тягачи; автомобили - самосвалы) код 15 3410020.
Отнесение Обществом автомобиля ГАЗ 33021 к виду "автомобили легковые прочие, не включенные в другие группировки" с указанием в инвентаризационной карточке кода 15 3410170 не соответствует требованиям Общероссийского классификатора, из содержания третьей строки паспорта транспортного средства не усматривается, что автомобиль ГАЗ 33021 является легковым.
Вместе с тем кассационная инстанция считает правильным вывод суда о правомерности исчисления Обществом транспортного налога исходя из ставок, установленных для легковых автомобилей, в отношении автомобиля марки УАЗ 3962, и несоответствии оспариваемого ненормативного акта в этой части Налоговому кодексу Российской Федерации.
В обоснование своей позиции налоговый орган ссылается на письмо завода-изготовителя автомобиля марки УАЗ 3962, относящее данное транспортное средство к автобусам, поскольку оно сертифицировано по категории М2 "механические транспортные средства для перевозки пассажиров, имеющие более 8 мест для сидения (кроме места для водителя) и максимальная масса которых не более 5 тонн" (л.д.17).
С данным выводом нельзя согласиться.
В материалах дела имеется свидетельство о регистрации автомобиля марки УАЗ 3962, в котором указана категория транспортного средства - "В" (л.д.10).
К транспортным средствам категории "В" (по классификации Венской конвенции о дорожном движении) относятся механические транспортные средства для перевозки пассажиров, имеющие не менее 4 колес и не более 8 мест для сидения (кроме места водителя) (легковые).
При таких обстоятельствах следует руководствоваться сведениями о категории транспортного средства, указанными в свидетельстве о регистрации транспортного средства, а при наличии противоречий в сведениях о категории транспортного средства в соответствии с приказом Министерства внутренних дел России от 27.01.2003 N 59 должна быть проведена замена регистрационных документов или сделана соответствующая отметка в паспорте транспортного средства.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.10.2005 по делу N А56-20745/2005 частично отменить.
Отказать Обществу с ограниченной ответственностью "ГРАНД" в признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Ленинградской области от 20.04.2005 N 14-12/353 в части доначисления 1237 руб. 50 коп. транспортного налога, соответствующей суммы пеней и взыскания 247 руб. 50 коп. штрафа за неуплату данного налога.
В остальной части судебный акт оставить в силе.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью "ГРАНД" в доход федерального бюджета 1500 рублей государственной пошлины за рассмотрение дела в судах первой и кассационной инстанций.
Председательствующий |
Л.А. Самсонова |
Н.В. Троицкая
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 17 февраля 2006 г. N А56-20745/2005
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника