Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 20 февраля 2006 г. N А56-13862/2005
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 19 декабря 2005 г.
См. также новое рассмотрение дела: постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 18 декабря 2007 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Зубаревой Н.А., судей: Малышевой Н.Н., Михайловской Е.А., при участии от общества с ограниченной ответственностью "Гефест" Игнатьева А.Ю. (доверенность от 20.12.2005 N 2) и Блюдова Д.А. (доверенность от 15.02.2006 N 3-юр), от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 17 по Санкт-Петербургу Черникова С.М. (доверенность от 14.02.2006 N 17/74414), рассмотрев 15.02.2006 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Гефест" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21.07.2005 по делу N А56-13862/2005 (судья Бойко А.Е.),
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Гефест" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным бездействия Инспекции Федеральной налоговой службы по Выборгскому району Санкт-Петербурга, (далее - инспекция), выразившегося в непринятии в установленный срок решения о возмещении налога на добавленную стоимость в сумме 1 005 760,60 руб. и о возложении на инспекцию обязанности возместить обществу указанную сумму налога путем возврата на его расчетный счет.
Решением суда от 21.07.2005 обществу отказано в удовлетворении заявленных требований.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе общество просит отменить решение суда и принять новый судебный акт, ссылаясь на неполное выяснение судом обстоятельств дела и несоответствие выводов, изложенных в решении, фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.
В соответствии со статьей 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) судом произведена замена Инспекции Федеральной налоговой службы по Выборгскому району Санкт-Петербурга ее правопреемником Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 17 по Санкт-Петербургу, в связи с завершением реорганизации в форме преобразования.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, в связи с изменением места государственной регистрации общество в четвертом квартале 2003 года перешло на налоговый учет из Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 9 по Санкт-Петербургу, правопреемником которой в настоящее время является Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 9 по Санкт-Петербургу, в Инспекцию Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Выборгскому району Санкт-Петербурга (правопредшественник Инспекции Федеральной налоговой службы по Выборгскому району Санкт-Петербурга).
В период нахождения на налоговом учете в Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 9 по Санкт-Петербургу у общества за период с февраля по июнь 2002 года образовалась переплата по налогу на добавленную стоимость в сумме 1 005 760,60 руб.
При принятии общества на налоговый учет в Инспекцию Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Выборгскому району Санкт-Петербурга, налоговый орган вынес решение от 25.05.2004 N 45 о непринятии сальдо переплаты по налогу на добавленную стоимость в сумме 1 005 760,60 руб. в связи с отсутствием решений и актов, подтверждающих возмещение налога на добавленную стоимость.
В порядке статьи 176 налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) общество обратилось в инспекцию с заявлением от 16.12.2004 N 27, в котором просило возместить излишне уплаченный налог на добавленную стоимость в сумме 1 005 760,60 руб. путем возврата на его расчетный счет.
Поскольку в установленный срок инспекция решение не вынесла, общество обратилось в суд с заявлением о признании бездействия налогового органа незаконным.
Отказывая обществу в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу, что заявитель не представил надлежащих доказательств, свидетельствующих о наличии у него переплаты по налогу на добавленную стоимость в оспариваемой сумме.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, кассационная инстанция считает, что решение суда подлежит отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение.
Вероятно, в тексте документа допущена опечатка: вместо "приказом МНС РФ N БГ-3-210/411 от 05.08.2002" следует читать "приказом МНС РФ N БГ-3-10/411 от 05.08.2002"
"Рекомендациями по порядку ведения в налоговых органах карточек лицевых счетов налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов", утвержденными приказом МНС РФ N БГ-3-210/411 от 05.08.2002 (далее Рекомендации) установлены порядок передачи карточек лицевых счетов при снятии с учета в одном налоговом органе и постановке на учет организаций в другом налоговом органе, процедура отражения в карточках лицевых счетов налогоплательщика возмещения налога на добавленную стоимость в порядке возврата или зачета, а также определены документы, на основании которых, в карточках лицевых счетов налогоплательщиков, отражаются уплаченные (возвращенные) и зачисленные в бюджет или внебюджетные фонды суммы налогов и сборов.
Из содержания раздела 16 Рекомендаций усматривается, что при снятии организации с учета в одном налоговом органе и постановке на учет в другом налоговом органе в обязательном порядке производится сверка расчетов налогоплательщика с бюджетом и внебюджетными фондами, по результатам которой с учетом выявления и согласования всех расхождений составляется акт сверки расчетов по платежам в бюджет (форма N 23), который в комплекте документов направляется в налоговый орган по новому месту учета.
В случае снятия с учета и постановки на учет организации в пределах одного субъекта Российской Федерации карточки лицевого счета могут быть переданы по новому месту учета с переплатой, за исключением налогов, поступающих в полном объеме в доход конкретного муниципального образования. При этом налоговый орган по новому месту учета на основании документов, подтверждающих постановку налогоплательщика на учет, выносит решение о приеме недоимки (переплаты) и открывает карточки лицевого счета, куда переносит данные из строки "Сальдо расчетов", полученные из копий карточек лицевого счета с предыдущего места постановки на учет.
Из представленного в материалы дела акта сверки от 04.11.2004 N 5907 (форма N 23), составленного между Межрайонной инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 9 и обществом (листы дела 10-11), усматривается, что в графе "Сальдо на конец проверяемого периода" у общества числится переплата по налогу на добавленную стоимость в сумме 1 005 760,60 руб.
Однако оценка указанному документу судом первой инстанции не дана.
Принимая во внимание, что карточки лицевого счета - это внутриведомственная форма учета, наличие или отсутствие сведений в которых, не связывается Налоговым кодексом Российской Федерации с наступлением тех или иных налоговых событий и правоотношений, фактические обстоятельства возникновения у общества переплаты по налогу на добавленную стоимость в оспариваемой сумме судом также не установлены.
При этом назначенная судом сверка расчетов сторонами не произведена.
В силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Из приведенной нормы следует, что в данном случае инспекция должна доказать факт отсутствия у налогоплательщика переплаты по налогу на добавленную стоимость.
В соответствии с пунктом 1 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для изменения или отмены решения арбитражного суда первой инстанции является несоответствие выводов суда, содержащихся в решении, фактическим обстоятельствам дела, установленным арбитражным судом, и имеющимся в деле доказательствам, а также неправильное применение норм материального права
Поскольку судом не установлены в полной мере обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, а выводы суда не соответствуют имеющимся в деле доказательствам, решение суда подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда
При новом рассмотрении суду первой инстанции надлежит привлечь к участию в деле Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 9 по Санкт-Петербургу и выяснить обстоятельства возникновения переплаты. Обязать лиц участвующих в деле провести трехстороннюю сверку расчетов и принять решение на основе полного всестороннего и объективного исследования доказательств с учетом положений Рекомендаций.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21.07.2005 по делу N А56-13862/2005 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.
Председательствующий |
Н.А. Зубарева |
Е.А. Михайловская
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 20 февраля 2006 г. N А56-13862/2005
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника