Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 18 декабря 2007 г. N А56-13862/2005
См. также предыдущее рассмотрение дела: постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 20 февраля 2006 г.
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 19 декабря 2005 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кузнецовой Н.Г., судей Кочеровой Л.И. и Корпусовой О.А.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Гефест" Блюдова Д.А. (доверенность от 17.12.2007) и Блюдовой А.В. (доверенность от 15.02.2007 N), от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 17 по Санкт-Петербургу Черникова С.М. (доверенность от 11.09.2007 N 17/23740), от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Санкт-Петербургу Нущик А.А. (доверенность от 25.12.2007 N 03/017453),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 17 по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 03.05.2007 (судья Шалухина А.С.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.09.2007 (судьи Згурская М.Л., Масенкова И.В., Семиглазов В.А.) по делу N А56-13862/2005,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Гефест" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным бездействия Инспекции Федеральной налоговой службы по Выборгскому району Санкт-Петербурга, правопреемником которой является Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 17 по Санкт-Петербургу, (далее - налоговая инспекция), выразившегося в непринятии в установленный срок решения о возмещении налога на добавленную стоимость в сумме 1 005 760,60 руб., и о возложении на налоговую инспекцию обязанности возместить Обществу указанную сумму налога путем возврата на его расчетный счет.
Решением суда первой инстанции от 21.07.2005 Обществу отказано в удовлетворении заявленных требований. В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 20.02.2006 решение суда от 21.07.2005 отменено. Дело направлено на новое рассмотрение в тот же суд.
При новом рассмотрении дела к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований. привлечена Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 9 по Санкт-Петербургу, в которой Общество до 2003 года состояло на налоговом учете.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 03.05.2007 заявленные Обществом требования удовлетворены.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.09.2007 решение суда от 03.05.2007 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить решение суда от 03.05.2007 и постановление суда апелляционной инстанции от 05.09.2007 и отказать Обществу в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции установил следующее.
Общество в 2003 году в связи с изменением места государственной регистрации перешло на налоговый учет из Межрайонной инспекции - Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 9 по Санкт-Петербургу, правопреемником которой в настоящее время является Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 9 по Санкт-Петербургу, в Инспекцию Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Выборгскому району Санкт-Петербурга, правопреемником которой является Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 17 по Санкт-Петербургу.
В период нахождения на налоговом учете в Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 9 по Санкт-Петербургу Общество за период с февраля по июнь 2002 года представило декларации по налогу на добавленную стоимость (в том числе уточненные), согласно которым Обществу подлежит возмещению из бюджета определенная сумма налога. Решений об отказе налогоплательщику в возмещении из бюджета налога на добавленную стоимость, указанных в декларациях за февраль - июнь 2002 года налоговый орган не выносил. Вследствие чего у Общества образовалась переплата этого налога в сумме 1 005 760,60 руб.
Вероятно, в тексте документа допущена опечатка: вместо "от 05.08.2002 N БГ-3-210/411"
следует читать "от 05.08.2002 N БГ-3-10/411"
При снятии налогоплательщика с налогового учета в одном налоговом органе и постановке на учет в другом налоговом органе в 2003-2004 годах применялся порядок передачи карточек лицевых счетов, установленный Рекомендациями по порядку ведения в налоговых органах карточек лицевых счетов налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, утвержденными приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 05.08.2002 N БГ-3-210/411, (далее - Рекомендации). В этих Рекомендациях изложена процедура отражения в карточках лицевых счетов налогоплательщика сумм возмещения в порядке возврата или зачета налога на добавленную стоимость, а также определены документы, на основании которых в карточках лицевых счетов налогоплательщиков отражаются уплаченные (возвращенные) и зачисленные в бюджет или внебюджетные фонды суммы налогов и сборов. Так в пункте 4 раздела XVI названных Рекомендаций указано, что при снятии организации с учета в одном налоговом органе и постановке на учет в другом налоговом органе в обязательном порядке производится сверка расчетов налогоплательщика (плательщика сборов), налогового агента с бюджетом и внебюджетными фондами, по результатам которой составляется акт сверки расчетов по платежам в бюджет (форма N 23), который в комплекте документов направляется в налоговый орган по новому месту учета.
В связи со снятием Общества с налогового учета Межрайонная инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 9 по Санкт-Петербургу в марте 2004 года приняла решение от 12.03.2004 о закрытии карточек лицевых счетов по налогам (сборам, взносам) по всем операциям, связанным с расчетами налогоплательщика с бюджетами всех уровней Российской Федерации, и передаче сальдо расчетов в Инспекцию Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Выборгскому району Санкт-Петербурга.
Общество и Межрайонная инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 9 по Санкт-Петербургу провели сверку расчетов. В составленном по результатам сверки акте от 10.03.2004 (л.д. 12-13 т. 1) отражено наличие у Общества переплаты налога на добавленную стоимость по коду 1020101 в сумме 1 005 760,6 руб.
Согласно пункту 4.2.6 раздела XVI Рекомендаций в случае снятия с учета и постановки на учет организации в пределах одного субъекта Российской Федерации карточки лицевого счета могут быть переданы по новому месту учета с переплатой, за исключением налогов, поступающих в полном объеме в доход конкретного муниципального образования. Налоговый орган по новому месту учета на основании документов, подтверждающих постановку налогоплательщика на учет, выносит решение о приеме недоимки (переплаты) и открывает карточки лицевого счета, куда переносит данные из строки "Сальдо расчетов", полученные из копий карточек лицевого счета с предыдущего места постановки на учет.
В рассматриваемом деле при принятии Общества на налоговый учет Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Выборгскому району Санкт-Петербурга решением от 25.05.2004 N 45 (л.д. 6 т. 1) не приняла сальдо переплаты по налогу на добавленную стоимость в сумме 1 005 760.60 руб. Инспекция сослалась на отсутствие решений о возмещении Обществу спорной суммы налога на добавленную стоимость.
Несмотря на принятое инспекцией решение от 25.05.2004 N 45, Общество в декабре 2004 года обратилось в налоговый орган по новому месту налогового учета с предусмотренным статьей 176 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) заявлением от 16.12.2004 N 27 (л.д. 9 т. 1) о возмещении 1 005 760,60 руб. налога на добавленную стоимость путем возврата на расчетный счет.
Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Выборгскому району Санкт-Петербурга в установленный срок решение о возврате налога не приняла, поэтому Общество обжаловало бездействие налогового органа в арбитражном суде.
Суд первой инстанции при первоначальном рассмотрении дела отказал Обществу в удовлетворении заявленных требований, придя к выводу о недоказанности налогоплательщиком наличия у него переплаты по налогу на добавленную стоимость в оспариваемой сумме.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа отменил такое решение суда. Суд округа пришел к выводу о том, что суд первой инстанции надлежащим образом не исследовал обстоятельства, имеющие существенное значение для правильного разрешения спора, а выводы суда не соответствуют имеющимся в деле доказательствам. Суд кассационной инстанции указал на необходимость оценки имеющегося в материалах дела акта сверки от 04.11.2004 N 5907 (форма N 23), составленного между Межрайонной инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 9 и Обществом после принятия налоговой инспекцией по новому месту учета решения от 25.05.2004 N 45 об отказе принять переплату налога в сумме 1 005 760,60 руб.; выяснения обстоятельств возникновения у Общества переплаты по налогу на добавленную стоимость; привлечения к участию в деле Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Санкт-Петербургу. Суд обратил внимание на неисполнение определения суда о проведении сторонами сверки расчетов по делу. Кассационная инстанция предложила суду обязать лиц, участвующих в деле, провести трехстороннюю сверку расчетов и принять решение по спорному вопросу на основе полного всестороннего и объективного исследования доказательств с учетом положений Рекомендаций.
При новом рассмотрении дела суды первой и апелляционной инстанций, исследовав представленные Обществом в материалы дела доказательства, а также приняв во внимание подтверждение Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 9 по Санкт-Петербургу факта наличия у налогоплательщика переплаты налога на добавленную стоимость (образовавшейся за счет подлежащей возмещению из бюджета суммы налога) в спорной сумме, удовлетворили требования Общества.
Кассационная инстанция, рассмотрев материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы налоговой инспекции.
В актах сверки расчетов от 10.03.2004 (л.д. 12-13 т. 1) и от 04.11.2004 N 5907 (л.д. 10-11 т. 1), составленных Обществом и Межрайонной инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 9 по Санкт-Петербургу, отражено наличие у налогоплательщика переплаты налога на добавленную стоимость по коду 1020101 в размере 1 005 760,6 руб.
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 9 по Санкт-Петербургу в отзывах (л.д. 114 т.1 и л.д. 1 т. 3). представленных в суд первой и апелляционной инстанций, а также в акте сверки (л.д. 113 т. 1), составленном во исполнение определения Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15.02.2007 по данному делу, подтвердила наличие у Общества переплаты налога на добавленную стоимость в спорной сумме.
Суды установили, что спорная сумма переплаты налога образовалась у Общества в 2002 году за счет подлежащей возмещению из бюджета суммы налога на добавленную стоимость. Этот вывод судов подтвержден представленной Межрайонной инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 9 по Санкт-Петербургу карточкой лицевого счета налогоплательщика по налогу на добавленную стоимость по внутреннему рынку (л.д. 2-5 т. 3). налоговыми декларациями (включая уточненные декларации) с доказательствами их направления в налоговый орган, актом от 18.11.2002 и решением от 11.12.2002 N 01-41/19187/ДСПN2177, принятыми по результатам выездной налоговой проверки Общества за период с 01.10.2001 по 01.07.2002.
Судами также установлено, что Межрайонная инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 9 по Санкт-Петербургу по мере получения от Общества деклараций по налогу на добавленную стоимость за налоговые периоды 2002 года отражала в карточке лицевого счета суммы налога, подлежащие возмещению из бюджета в порядке, установленном пунктами 1-3 статьи 176 НК РФ. Решений об отказе в возмещении из бюджета сумм налога на добавленную стоимость, указанных в декларациях за спорные налоговые периоды, налоговый орган не принимал.
При таких обстоятельствах вывод судов о наличии у Общества переплаты налога на добавленную стоимость в сумме 1 005 760,6 руб., образовавшейся за счет подлежащего возмещению из бюджета налога. соответствует фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Доказательств обратного налоговой инспекцией в нарушение положений статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлено.
В силу установленного статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ограничения полномочий, у кассационной инстанции отсутствуют правовые оснований для переоценки названного вывода судов.
Согласно пункту 3 статьи 176 НК РФ по истечении трех календарных месяцев, следующих за истекшим налоговым периодом, сумма, которая не была зачтена, подлежит возврату налогоплательщику по его письменному заявлению.
С момента перехода налогоплательщика на учет в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 17 по Санкт-Петербургу к ней перешли права и обязанности территориального органа, входящего в единую централизованную систему налоговых органов, по осуществлению налогового контроля за соблюдением Обществом законодательства о налогах и сборах, а также по осуществлению действий, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации, в том числе и связанных с возмещением налогоплательщику из бюджета в порядке статьи 176 НК РФ сумм налога на добавленную стоимость.
В декабре 2004 года Общество обратилось в налоговую инспекцию с предусмотренным пунктом 3 статьи 176 НК РФ заявлением от 16.12.2004 N 27 (л.д. 9 т. 1), в котором просило возместить налог на добавленную стоимость в сумме 1 005 760,60 руб. путем возврата на расчетный счет.
В соответствии с пунктом 3 статьи 176 НК РФ налоговая инспекция обязана была в течение двух недель после получения указанного заявления Общества принять решение о возврате указанной суммы налогоплательщику из соответствующего бюджета и в тот же срок направить это решение на исполнение в соответствующий орган федерального казначейства. Поскольку эта обязанность налоговой инспекцией не исполнена, суды обоснованно удовлетворили требования Общества.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция считает, что дело рассмотрено судами первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы судов соответствуют имеющимся в деле доказательствам. Оснований для удовлетворения кассационной жалобы налогового органа и отмены принятых по данному делу решения и постановления судов не имеется.
Налоговой инспекции при подаче кассационной жалобы предоставлена отсрочка по уплате государственной пошлины, поэтому с нее в соответствии с подпунктом 12 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ подлежит взысканию в доход федерального бюджета 1000 руб. государственной пошлины.
Руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 03.05.2007 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.09.2007 по делу N А56-13862/2005 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 17 по Санкт-Петербургу - без удовлетворения.
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 17 по Санкт-Петербургу в доход федерального бюджета 1000 руб. госпошлины за рассмотрение дела в суде кассационной инстанции.
Председательствующий |
Н.Г. Кузнецова |
Судьи |
Л.И. Кочерова |
|
О.А. Корпусова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 18 декабря 2007 г. N А56-13862/2005
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника