Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 10 февраля 2006 г. N А05-10295/05-20
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кочеровой Л.И., судей Зубаревой Н.А., Михайловской Е.А., рассмотрев 09.02.06 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы России по городу Архангельску на решение Арбитражного суда Архангельской области от 19.09.05 по делу N А05-10295/05-20 (судья Калашникова В.А.),
установил:
Архангельская областная организация общественно-государственного объединения "Всероссийское физкультурно-спортивное общество "Динамо" (далее - организация) обратилась в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании незаконными действий Инспекции Федеральной налоговой службы России по городу Архангельску (далее - Инспекция), выразившихся в проведении зачетов, указанных в уведомлениях от 04.05.05 N 1785 и от 16.05.05 N 2033 в части погашения задолженности по пеням по налогу на добавленную стоимость имеющейся переплатой по налогам.
Решением от 19.09.05 суд удовлетворил заявленные организацией требования.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, просит отменить судебный акт и отказать организации в удовлетворении требований. По мнению Инспекции, зачет излишне уплаченных налогов, в том числе и государственной пошлины, в погашение пени по налогу на добавленную стоимость произведен правомерно, поскольку в соответствии с пунктом 7 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), имеющаяся переплата по налогам заявителю возвращена быть не могла при наличии задолженности по пеням.
Представители организации и налогового органа, надлежащим образом извещенных о месте и времени слушания дела, в судебное заседание не явились, поэтому жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, организация 07.04.05 обратилась в Инспекцию с одиннадцатью заявлениями о возврате переплаты по налогам, образовавшейся в 2003 году. Позднее 23.04.05 организация направила в Инспекцию письмо от 12.04.05 N 118 о возврате из федерального бюджета излишне уплаченной государственной пошлины в размере 2000 руб. на основании справки арбитражного суда.
Уведомлениями от 04.05.05 N 1785 и от 16.05.05 N 2033 Инспекция сообщила организации о зачете истребуемой переплаты в счет погашения недоимок по налогам и задолженности по пеням по налогу на добавленную стоимость в рамках бюджетов одного уровня.
Считая действия Инспекции по направлению переплаченных сумм налогов на погашение задолженности по пеням по налогу на добавленную стоимость при отсутствии на это согласия налогоплательщика незаконными, организация обжаловала их в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном статьей 78 НК РФ.
Пунктом 4 статьи 78 НК РФ установлено, что зачет суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей осуществляется на основании письменного заявления налогоплательщика по решению налогового органа. Такое решение выносится в течение пяти дней после получения заявления при условии, что эта сумма направляется в тот же бюджет (внебюджетный фонд), в который была направлена излишне уплаченная сумма налога.
В силу пункта 5 статьи 78 НК РФ по заявлению налогоплательщика и по решению налогового органа сумма излишне уплаченного налога может быть направлена на исполнение обязанностей по уплате налогов или сборов, на уплату пеней, погашение недоимки, если эта сумма направляется в тот же бюджет (внебюджетный фонд), в который была направлена излишне уплаченная сумма налога. Налоговые органы вправе самостоятельно произвести зачет только в случае, если имеется недоимка по другим налогам.
Из приведенных норм следует, что при наличии переплаты по налогам налогоплательщик самостоятельно решает, куда направить указанную переплату: на исполнение текущей обязанности по уплате налогов, на погашение недоимки по налогам или задолженности по пеням, в счет предстоящих платежей по налогам.
При наличии переплаты по налогу налогоплательщик вправе обратиться в налоговый орган с соответствующим заявлением.
В данном случае судом установлено и подтверждается материалами дела, что организация с таким заявлением в Инспекцию не обращалась, в связи с чем у налогового органа не имелось оснований для проведения зачета и погашения задолженности по пеням по налогу на добавленную стоимость имеющейся переплатой по налогам.
Кроме того, судом установлено, что Инспекция не направляла в адрес организации требование об уплате пеней, задолженность по которым погасила зачетом, то есть не предложила налогоплательщику в добровольном порядке погасить задолженность по пеням.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правильно применил нормы материального права и обоснованно удовлетворил требования общества.
Ссылка налогового органа на положения пункта 7 статьи 78 НК РФ, в соответствии с которым в случае наличия у налогоплательщика недоимки по уплате налогов и сборов или задолженности по пеням, начисленным тому же бюджету (внебюджетному фонду), возврат налогоплательщику излишне уплаченной суммы производится только после зачета указанной суммы в счет погашения недоимки (задолженности), отклоняется судом кассационной инстанции, поскольку приведенная норма дает право налоговому органу отказать налогоплательщику в возврате излишне уплаченных сумм налога при наличии задолженности по пеням тому же бюджету, но не предоставляет права на проведение самостоятельного без заявления налогоплательщика зачета излишне уплаченной суммы налога в счет погашения задолженности по пеням.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 286 и 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 19.09.05 по делу N А05-10295/05-20 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы России по городу Архангельску - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.И. Кочерова |
Е.А. Михайловская
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Согласно пункту 5 статьи 78 НК РФ по заявлению налогоплательщика и по решению налогового органа сумма излишне уплаченного налога может быть направлена на исполнение обязанностей по уплате налогов или сборов, на уплату пеней, погашение недоимки, если эта сумма направляется в тот же бюджет, в который была направлена излишне уплаченная сумма налога.
Общество обратилось с заявлением о возврате излишне уплаченных налогов. В ответ на данное заявление налоговая инспекция уведомила налогоплательщика о том, что истребуемая переплата зачтена в счет погашения задолженности по пеням по НДС в рамках бюджетов одного уровня.
Посчитав действия налоговой инспекции по зачету незаконным, общество обратилось в суд. Суд первой инстанции поддержал позицию налогоплательщика.
Рассматривая дело в связи с кассационной жалобой налогового органа, федеральный арбитражный суд указал на то, что в силу п.1 ст.78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки либо возврату.
Как предусмотрено п.4 ст.78 НК РФ, зачет суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей осуществляется на основании письменного заявления налогоплательщика по решению налогового органа.
В данном случае общество не обращалось с заявлением о проведении зачета. Кроме того, налоговая инспекция не направляла налогоплательщику требования об уплате задолженности по пени, в счет погашения которой была зачтена переплата по налогам.
Таким образом, действия налогового органа по зачету не соответствуют положениям ст.78 НК РФ.
Основываясь на изложенном, федеральный арбитражный суд отклонил кассационную жалобу налогового органа и оставил решение суда первой инстанции без изменения.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 10 февраля 2006 г. N А05-10295/05-20
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника