Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 31 октября 2000 г. N 3395
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 5 октября 2000 г.
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 25 августа 2000 г.
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 10 апреля 2000 г.
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 16 марта 2000 г.
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 29 февраля 2000 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кустова А.А.,
судей Нефедовой О.Ю., Чертилиной 3.А.,
при участии от Управления сельского хозяйства администрации Лихославльского района Сухарева Н.М. (доверенность 27.10.2000),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления юстиции Тверской области на решение от 22.11.99 (судья Буркова Л.В.) и постановление апелляционной инстанции от 10.01.2000 (судьи Нофал Л.В Жукова В.В., Кольцова Т.В.) Арбитражного суда Тверской области по делу N 3395
установил:
Управление сельского хозяйства администрации Лихославльского района Тверской области (далее - Управление сельского хозяйства) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с иском к Управлению юстиции Тверской области (далее - Управление юстиции) о взыскании 14 447 руб. 34 коп задолженности по оплате теплоэнергии. поставленной в период с 01.10.96 по 31.04.97 и с 01.10.97 по 31.12 97 для отопления Лихославльского районного суда а также 11 587 руб. 97 коп процентов за пользование чужими денежными средствами с учетом уменьшения суммы иска в порядке статьи 37 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
По ходатайству Управления юстиции судом к участию в деле в качестве второго ответчика привлечено Управление Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации по Тверской области (далее - Управление Судебного департамента). Решением от 22.11.99 исковые требования в части суммы основного долга и процентов в размере 3 770 руб. 69 коп. удовлетворены за счет Управления юстиции. В иске к Управлению Судебного департамента отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 10.01.2000 решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Управление юстиции просит отменить принятые по делу судебные акты и принять новое решение, удовлетворив исковые требования за счет Управления Судебного департамента, а в иске к Управлению юстиции отказать.
В обоснование своего требования податель жалобы указал, что при вынесении решения не учтено, что расходование федеральных средств осуществляется только в соответствии с их целевым назначением. Согласно Федеральному закону "О федеральном бюджете на 1999 год" от 22.02.99 N 36-Ф3 финансирование федеральных судов осуществляется через Судебный департамент по отдельному коду. В 1999 году федеральным бюджетом по коду Министерства юстиции средства на погашение долгов перед судами общей юрисдикции не предусматривались.
По мнению Управления юстиции, при вынесении решения суд неправомерно сослался на статью 120 Гражданского кодекса Российской Федерации, в то время как передача финансирования судов общей юрисдикции через органы Судебного департамента относиться к специальному законодательству. При этом податель жалобы указал, что согласно части 3 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации к имущественным отношениям, основанным на властном подчинении, гражданское законодательство не применяется.
Помимо вышеизложенного податель жалобы считает, что кредиторская и дебиторская задолженность Управления юстиции передана Управлению Судебного департамента в соответствии с положениями совместного приказа Министерства юстиции Российской Федерации и Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации от 24.09.98 N 132/52, в связи с чем надлежащим ответчиком по рассматриваемому делу и следовало признать Управление Судебного департамента.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Предметом настоящего иска является взыскание Управлением сельского хозяйства задолженности по оплате теплоэнергии, поставленной для отопления Лихославльского районного суда.
Факт предоставления теплоэнергии и ее стоимость подтверждены материалами дела и не оспариваются сторонами.
В соответствии со статьей 19 Закона Российской Федерации "О судоустройстве РСФСР" от 08.07.81 организационное руководство судами осуществлялось Министерством юстиции РСФСР и его территориальными подразделениями. После вступления в силу Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации" (статья 31) и Федерального закона "О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации" (статьи 1, 2) организационное обеспечение деятельности судов общей юрисдикции возложено на Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации и органы, входящие в его системы.
В соответствии с Федеральным законом "О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации" под организационным обеспечением деятельности судов понимаются мероприятия кадрового, финансового, материально-технического и иного характера, направленные на создание условий для полного и независимого осуществления правосудия (статья 1). Обеспечение судов общей юрисдикции тепловой энергией также является одним из мероприятий организационного обеспечения деятельности судов.
Получателем и распределителем бюджетных средств, выделяемых для финансирования федеральных судов общей юрисдикции, до 1999 года являлось Министерство юстиции Российской Федерации, а с 1999 года - Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации.
Обязанности по финансированию судов за счет средств федерального бюджета на Судебный департамент возложены статьями 5 и 14 Федерального закона "О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации".
Управление юстиции и Управление Судебного департамента выступают в рассматриваемом деле не как самостоятельные участники гражданского оборота, а от имени и по поручению Российской Федерации на основании пунктов 1 и 3 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации. Управление юстиции, заключая договор с Управлением сельского хозяйства, действовало от имени Российской Федерации, поскольку помещения Лихославльского районного суда требуются Управлению юстиции не для осуществления своей деятельности как юридического лица, а для выполнения судом государственно-властных функций - осуществления правосудия, для чего требуется обеспечение необходимыми условиями по материально-техническому снабжению.
Изъятие рассматриваемых вопросов из компетенции Министерства юстиции Российской Федерации и возложение их на Управление Судебного департамента является перераспределением государственных полномочий среди органов государственной власти.
Вывод судов о том, что Управление Судебного департамента не является правопреемником Управления юстиции и поэтому не должно нести ответственность по ранее заключенным договорам, также противоречит пунктам 1 и 3 статьи 125 и пункту 1 статьи 126 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку перераспределение государственных полномочий среди органов государственной власти не затрагивает сферу гражданско-правовых отношений, в том числе вопросы правопреемства.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона "О финансировании судов Российской Федерации" суды Российской Федерации самостоятельно распоряжаются средствами, выделенными на обеспечение их деятельности, в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и иными федеральными законами.
Пункт 1 статьи 5 Федерального закона "О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации" устанавливает, что финансирование судов осуществляется Судебным департаментом за счет средств федерального бюджета.
При таких обстоятельствах взыскание задолженности за поставленную теплоэнергию должно производиться за счет средств федерального бюджета, выделенных Управлению Судебного департамента, в связи с чем суд кассационной инстанции в соответствии с пунктом 2 статьи 175 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отменяет обжалуемые судебные акты и принимает новое решение об удовлетворении исковых требований за счет Управления Судебного департамента.
Руководствуясь статьями 174-177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение от 22.11.99 и постановление апелляционной инстанции от 10.01.2000 Арбитражного суда Тверской области по делу N 3395 отменить.
Взыскать с Управления Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации по Тверской области в пользу Управления сельского хозяйства администрации Лихославльского района 14 447 руб. 34 коп. основного долга и 3 770 руб. 69 коп. процентов.
В иске к Управлению юстиции Тверской области отказать.
Председательствующий |
А.А. Кустов |
З.А. Чертилина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 31 октября 2000 г. N 3395
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника