Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 17 февраля 2006 г. N А05-6018/2005-23
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кустова А.А., судей Афанасьева С.В., Сосниной О.Г.,
при участии от Департамента финансов администрации Архангельской области Косцова О.В. (доверенность от 10.10.2005),
рассмотрев 14.02.2006 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации на решение от 27.09.2005 (судья Гуляева И.С.) и постановление апелляционной инстанции от 21.11.2005 (судьи Шашков А.Х., Бушева Н.М., Тряпицына Е.В.) Арбитражного суда Архангельской области по делу N А05-6018/2005-23,
установил:
Муниципальное предприятие "Жилфонд" муниципального образования "Котлас" (далее - Предприятие) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с иском к Отделу социальной защиты населения муниципального образования "Котлас" о взыскании 429 228 руб. 74 коп. расходов, образовавшихся в результате предоставления инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, льгот по оплате услуг по содержанию, техническому обслуживанию, текущему ремонту и аварийно-ремонтному обслуживанию внутридомовых электросетей за период с ноября по декабрь 2004 года во исполнение Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон).
Определением от 15.07.2005 к участию в деле в качестве ответчиков привлечены Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации (далее - Минфин РФ), Архангельская область в лице Департамента финансов администрации Архангельской области (далее - Департамент финансов), муниципальное образование "Котлас" в лице финансового управления администрации муниципального образования "Котлас".
Решением от 27.09.2005 исковые требования Предприятия удовлетворены полностью за счет казны Российской Федерации. В иске к остальным ответчикам отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 21.11.2005 решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Минфин РФ просит обжалуемые судебные акты отменить как вынесенные с нарушением норм материального права. Свою позицию податель жалобы мотивирует следующим:
- федеральный бюджет выделил Архангельской области все денежные средства, предусмотренные Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2004 год";
- лица, участвующие в деле, не запрашивали из федерального бюджета сумму, большую, чем предусмотрено Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2004 год".
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке. Как следует из материалов дела, Предприятие с ноября по декабрь 2004 года в соответствии с Законом при взимании платы за содержание, техническое обслуживание, текущий ремонт и аварийно-ремонтное обслуживание внутридомовых электросетей учитывало льготу в размере 50%, предусмотренную для соответствующих категорий граждан, проживающих на территории муниципального образования "Котлас". Возникновение в связи с этим у истца расходов в заявленном размере послужило основанием для его обращения в арбитражный суд.
Факт предоставления льгот и их размер подтверждаются имеющимися в материалах дела выписками из лицевых счетов, актами сверки и другими доказательствами.
В соответствии со статьей 4 Закона установление федеральных льгот отдельным категориям инвалидов и формирование показателей федерального бюджета по расходам на социальную защиту инвалидов относится к компетенции федеральных органов государственной власти.
Согласно пунктам 14 и 15 статьи 5 Закона к ведению органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области социальной защиты инвалидов относится установление льгот инвалидам или отдельным категориям инвалидов на территории субъектов Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, формирование бюджетов субъектов Российской Федерации в части расходов на социальную защиту инвалидов.
Законом предусмотрено, что порядок предоставления указанных льгот определяется Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 16 Правил финансирование расходов, связанных с реализацией льгот для данной категории граждан, по государственному жилищному фонду, находящемуся в собственности субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, осуществляется в порядке, установленном субъектами Российской Федерации и органами местного самоуправления, а по жилищному фонду, находящемуся в федеральной собственности, - за счет средств федерального бюджета.
Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2004 год" предусмотрено выделение Архангельской области из федерального фонда компенсаций 240 138,0 тыс. руб. на реализацию Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" в части оплаты жилья и коммунальных услуг. Указанная денежная сумма была получена Департаментом финансов, который направил ее муниципальным образованиям; муниципальному образованию "Котлас" было перечислено 17 743 тыс. руб.
Однако этой денежной суммы оказалось недостаточно для компенсации расходов организациям, предоставляющим льготы.
Суд первой инстанции, установив, что все полученные муниципальным образованием "Котлас" денежные средства перечислены организациям, оказывающим коммунальные услуги, а остатка средств, выделенных из федерального бюджета в виде субвенций, у Архангельской области и муниципального образования "Котлас" нет, пришел к правильному выводу о том, что понесенные истцом расходы подлежат возмещению за счет казны Российской Федерации.
Довод подателя жалобы о том, что лица, участвующие в деле, не запрашивали из федерального бюджета сумму, большую, чем предусмотрено Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2004 год", суд кассационной инстанции не принимает, поскольку это не является основанием для возложения обязанности компенсировать расходы истца за счет собственных средств либо средств бюджетов нижестоящего уровня.
Довод подателя жалобы о наличии у Архангельской области остатка неиспользованных денежных средств, поступивших из федерального бюджета, кассационной инстанцией не принимается как не подтвержденный соответствующими доказательствами.
Ввиду вышеизложенного оснований для отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение от 27.09.2005 и постановление апелляционной инстанции от А05-6018/2005-23 оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.А. Кустов |
О.Г. Соснина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 17 февраля 2006 г. N А05-6018/2005-23
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника