Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 17 февраля 2006 г. N А13-6164/2005-20
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кустова А.А., судей Афанасьева СВ., Сосниной О.Г.,
рассмотрев 14.02.2006 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации на решение от 07.09.2005 (судья Романова А.В.) и постановление апелляционной инстанции от 09.11.2005 (судьи Сахарова Е.Г., Курпанова Н.Ю., Кургин А.Ф.) Арбитражного суда Вологодской области по делу N А13-6164/2005-20,
установил:
Открытое акционерное общество "Северо-Западный Телеком" в лице филиала "Электросвязь Вологодской области" (далее - ОАО "Северо-Западный Телеком") обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с иском к Министерству финансов Российской Федерации (далее - Минфин РФ), Департаменту труда и социального развития Вологодской области в лице Департамента финансов администрации Вологодской области о взыскании 2 048 568 руб. 62 коп. расходов, понесенных в результате предоставления инвалидам 50 - процентной скидки по абонентской плате за телефон в 2003 году и в ноябре - декабре 2004 года во исполнение Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон).
Решением от 07.09.2005 исковые требования полностью удовлетворены путем взыскания расходов с Минфина РФ за счет казны Российской Федерации. В иске к остальным ответчикам отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 09.11.2005 решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Минфин РФ просит обжалуемые судебные акты отменить как вынесенные с нарушением норм материального права. По мнению подателя жалобы, расходы истца должны быть взысканы с Министерства труда и социального развития Российской Федерации, которое являлось главным распорядителем средств федерального бюджета.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте слушания дела извещены, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Проверив обоснованность доводов жалобы, кассационная инстанция считает, что оснований для отмены обжалуемых судебных актов нет.
Как следует из материалов дела, истцом в 2003 году и с ноября по декабрь 2004 года в соответствии со статьей 28 Закона были предоставлены льготы инвалидам по оплате услуг связи в сумме 2 048 568 руб. 62 коп. Факт предоставления льгот и размер понесенных в связи с этим расходов подтверждаются материалами дела и ответчиками не оспариваются.
Возникновение у истца убытков в результате предоставления им льгот послужило основанием для его обращения в арбитражный суд.
В соответствии со статьей 4 Закона установление федеральных льгот отдельным категориям инвалидов и формирование показателей федерального бюджета по расходам на социальную защиту инвалидов относится к компетенции федеральных органов государственной власти.
В порядке статьи 28 Закона инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, устанавливается 50-процентная скидка за пользование телефоном и радиотрансляционной точкой. Источник финансирования этой льготы Законом не определен.
Судом установлено, что Департаментом труда и социального развития Вологодской области в 2004 году из федерального бюджета получено 18 948 000 руб. Названная перечислена предприятиям, оказывающим услуги связи, в том числе и истцу.
Согласно Правилам возмещения в 2000 году операторам связи расходов, понесенных ими в связи с предоставлением услуг связи отдельным категориям граждан, имеющим право на получение льгот, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.12.2000 N 963 (действие названных Правил продлено на 2001-2004 год), финансирование этих расходов производится за счет средств федерального бюджета, предусмотренных Минтруда России в финансовом году.
Довод Минфина РФ о том, что расходы истца должны быть взысканы с Минтруда России, правомерно не принят судом первой и апелляционной инстанций, поскольку Минфином РФ не представлены надлежащие доказательства выделения из федерального бюджета денежных средств Минтруда России в достаточном размере.
Суд отклоняет также и довод Минфина РФ о том, что он не может отвечать по обязательствам, так как не является стороной договора от 02.04.2004 N 76 о возмещении расходов, связанных с предоставлением льгот. Однако правоотношения, возникающие между организациями, предоставляющими услуги получателям льгот, и производящими выплаты уполномоченными государством органами, не являются гражданско-правовыми, а относятся к публичным. Следовательно, компенсация неполученных доходов организации (предприятию), оказывающей услуги льготным категориям граждан, не может быть поставлена в зависимость от наличия договорных отношений.
Ввиду вышеизложенного оснований для отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение от 07.09.2005 и постановление апелляционной инстанции от 09.11.2005 Арбитражного суда Вологодской области по делу N А13-6164/2005-20 оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.А. Кустов |
О.Г. Соснина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 17 февраля 2006 г. N А13-6164/2005-20
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника