Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 28 февраля 2006 г. N А13-12506/2005-19
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Малышевой Н.Н., судей Бухарцева С.Н., Хохлова Д.В.,
рассмотрев 28.02.06 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Вологодской области на решение Арбитражного суда Вологодской области от 02.11.05 по делу N А13-12506/2005-19 (судья Потеева А.В.),
установил:
Инспекция Федеральной налоговой службы по городу Череповцу Вологодской области (после реорганизации - Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 12 по Вологодской области; далее - инспекция) обратилась в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "ГАЛС" (далее - общество) 50 руб. штрафа, предусмотренного пунктом 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Решением суда от 02.11.05 инспекции отказано в удовлетворении заявления.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе инспекция, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит отменить решение от 02.11.05 и взыскать с общества 50 руб. штрафа, начисленного за нарушение срока представления декларации по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование. Инспекция считает, что к правоотношениям, связанным с уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обоснованно применены нормы налогового законодательства.
Кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, 31.03.05 общество представило в инспекцию декларацию по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2004 год.
По результатам камеральной проверки налоговым органом принято решение от 28.06.05 N 4465 о привлечении общества к ответственности в виде взыскания 50 руб. штрафа на основании пункта 1 статьи 126 НК РФ за нарушение срока представления декларации по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2004 год. При сроке представления декларации не позднее 30.03.05 общество представило ее в налоговый орган 31.03.05. Считая, что несвоевременное представление декларации по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование является налоговым правонарушением, инспекция привлекла общество к налоговой ответственности.
На основании решения налоговый орган направил обществу требование от 04.07.05 N 2311 о добровольной уплате налоговой санкции в срок до 14.07.05.
Общество не исполнило в установленный срок требование налогового органа об уплате 50 руб. штрафа, в связи с чем налоговый орган обратился арбитражный суд заявлением о принудительном взыскании названной суммы штрафа.
Отказывая инспекции в удовлетворении заявления, суд, по мнению кассационной коллегии, обоснованно руководствовался следующим.
В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.01 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) организации, производящие выплаты физическим лицам, являются страхователями по обязательному пенсионному страхованию. Обязанность страхователей представлять в налоговый орган декларацию по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование законодательством о налогах и сборах не установлена. Такая обязанность страхователей предусмотрена пунктом 6 статьи 24 Закона N 167-ФЗ. В соответствии с этой нормой и пунктом 1 статьи 23 Закона N 167-ФЗ страхователи обязаны представлять декларацию по страховым взносам в налоговый орган не позднее 30 марта года, следующего за истекшим расчетным периодом (годом), по форме, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации.
Согласно статье 1 Закона N 167-ФЗ названным законодательным актом устанавливаются основы государственного регулирования обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, регулируются правоотношения в системе обязательного пенсионного страхования, определяются правовое положение субъектов обязательного пенсионного страхования, основания возникновения и порядок осуществления их прав и обязанностей, ответственность субъектов обязательного пенсионного страхования.
В статье 3 Закона N 167-ФЗ приведено определение понятия "страховые взносы на обязательное пенсионное страхование". Страховые взносы - это индивидуально возмездные обязательные платежи, которые уплачиваются в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенной на его индивидуальном лицевом счете.
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определениях от 05.02.04 N 28-О и N 30-О, отличительные признаки налогов и страховых взносов обусловливают их разное целевое предназначение и различную социально-правовую природу и не позволяют рассматривать страховой взнос на обязательное пенсионное страхование как налоговый платеж.
Таким образом, нарушение страхователем срока представления декларации по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, установленного не налоговым законодательством, а специальным законом, регулирующим отношения в области обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, не может рассматриваться как налоговое правонарушение.
Однако пунктом 1 статьи 126 НК РФ именно для налогоплательщика установлена ответственность (штраф в размере 50 руб.) за совершение налогового правонарушения - непредставление в установленный срок в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации и иными актами законодательства о налогах и сборах. Применение данной нормы Кодекса к страхователям за нарушение срока представления документа, не предусмотренного законодательством о налогах и сборах, приводит к ее расширительному толкованию, что недопустимо.
Тот факт, что в силу статьи 25 Закона 167-ФЗ на налоговые органы возложены обязанности по контролю за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, сам по себе не свидетельствует о возможности применения мер налоговой ответственности за нарушения законодательства об обязательном пенсионном страховании.
Таким образом, суд первой инстанции сделал правильный вывод об отсутствии у налогового органа оснований для привлечения общества за допущенное им нарушение к ответственности, установленной пунктом 1 статьи 126 НК РФ.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 02.11.05 по делу N А13-12506/2005-19 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Вологодской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.Н. Малышева |
Д.В. Хохлов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 28 февраля 2006 г. N А13-12506/2005-19
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника