Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 26 февраля 2006 г. N А13-13128/2005-08
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кочеровой Л.И., судей Малышевой Н.Н., Михайловской Е.А., рассмотрев 26.02.06 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Вологодской области на решение Арбитражного суда Вологодской области от 10.11.05 по делу N А13-13128/2005-8 (судья Чельцова Н.С.),
установил:
Инспекция Федеральной налоговой службы по городу Череповцу (после переименования - Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 12 по Вологодской области, далее - инспекция, налоговая инспекция) обратилась в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Индустрия безопасности" (далее - общество, ООО "Индустрия безопасности") 50 руб. штрафа, предусмотренного пунктом 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Решением суда от 10.11.05 инспекции отказано в удовлетворении заявления.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе налоговая инспекция, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит отменить решение от 10.11.05 и взыскать с ООО "Индустрия безопасности" 50 руб. штрафа, начисленного за нарушение обществом срока представления декларации по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование. Инспекция считает, что обоснованно применила к правоотношениям, связанным с уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, нормы налогового законодательства.
Представители инспекции и общества, надлежащим образом извещенных о месте и времени слушания дела, в судебное заседание не явились, поэтому жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, доводы жалобы, не находит оснований для ее удовлетворения.
Из материалов дела следует, что ООО "Индустрия безопасности" представило в налоговую инспекцию декларацию по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование для лиц, производящих выплаты физическим лицам, за 2004 год.
Инспекция провела камеральную проверку декларации и приняла решение от 15.06.05 N 4095 о привлечении общества к установленной пунктом 1 статьи 126 НК РФ ответственности в виде 50 руб. штрафа за нарушение срока представления декларации по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2004 год. При сроке представления названной декларации не позднее 30.03.05, общество представило ее в налоговый орган 01.04.05, просрочка составила 1 день. Полагая, что несвоевременное представление декларации по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование является налоговым правонарушением, инспекция применила к ООО "Индустрия безопасности" налоговую ответственность.
На основании принятого решения налоговый орган направил обществу требование от 17.06.05 N 2059 о добровольной уплате налоговой санкции в срок до 27.06.05.
Общество в установленный срок не исполнило требование налогового органа об уплате 50 руб. штрафа, в связи с чем налоговый орган направил в арбитражный суд настоящее заявление о принудительном взыскании названной суммы штрафа.
Отказывая инспекции в удовлетворении заявления, суд обоснованно, по мнению кассационной инстанции, руководствовался следующим.
В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.01 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) организации, производящие выплаты физическим лицам, являются страхователями по обязательному пенсионному страхованию.
Обязанность страхователей представлять в налоговый орган декларацию по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование законодательством о налогах и сборах не установлена. Такая обязанность страхователей предусмотрена пунктом 6 статьи 24 Закона N 167-ФЗ. В соответствии с этой нормой и пунктом 1 статьи 23 Закона N 167-ФЗ страхователи обязаны представлять декларацию по страховым взносам в налоговый орган не позднее 30 марта года, следующего за истекшим расчетным периодом (годом), по форме, утвержденной Министерством финансов РФ по согласованию с Пенсионным фондом РФ.
Согласно статье 1 Закона N 167-ФЗ названный законодательный акт устанавливает основы государственного регулирования обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, регулирует правоотношения в системе обязательного пенсионного страхования, а также определяет правовое положение субъектов обязательного пенсионного страхования, основания для возникновения и порядок осуществления их прав и обязанностей, ответственность субъектов обязательного пенсионного страхования.
В статье 3 Закона N 167-ФЗ приведено понятие "страховые взносы на обязательное пенсионное страхование". Страховые взносы - это индивидуально возмездные обязательные платежи, которые уплачиваются в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенной на его индивидуальном лицевом счете.
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определениях от 05.02.2004 N 28-O и N 30-О, отличительные признаки налогов и страховых взносов обусловливают их разное целевое предназначение и различную социально-правовую природу и не позволяют рассматривать страховой взнос на обязательное пенсионное страхование как налоговый платеж.
Таким образом, нарушение страхователем срока представления декларации по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, установленного не налоговым законодательством, а специальным законом, регулирующим отношения в области обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, не может рассматриваться как налоговое правонарушение.
Однако пунктом 1 ст. 126 НК РФ именно для налогоплательщика установлена ответственность (штраф в размере 50 руб.) за совершение налогового правонарушения - непредставление в установленный срок в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации и иными актами законодательства о налогах и сборах.
Применение данной нормы Кодекса к страхователям за нарушение срока представления документа, не предусмотренного законодательством о налогах и сборах приводит к ее расширительному толкованию, что недопустимо.
Тот факт, что в силу ст. 25 Закона 167-ФЗ на налоговые органы возложены обязанности по контролю за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, сам по себе не свидетельствует о возможности применения налоговой ответственности за нарушения законодательства об обязательном пенсионном страховании.
Таким образом, судом первой инстанции сделан правильный вывод об отсутствии у налогового органа оснований для применения к обществу за допущенное им нарушение ответственности, установленной пунктом 1 статьи 126 НК РФ.
Учитывая изложенное, руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 10.11.05 по делу N А13-13128/2005-08 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Вологодской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.И. Кочерова |
Е.А. Михайловская
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 26 февраля 2006 г. N А13-13128/2005-08
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника