Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 17 февраля 2006 г. N А26-3537/2005-14
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кустова А.А., судей Афанасьева С.В., Сосниной О.Г.,
при участии от открытого акционерного общества "Российские железные дороги" Гречанникова В.Е. (доверенность от 29.12.2005),
рассмотрев 14.02.2006 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 07.10.2005 по делу N А26-3537/2005-14 (судья Денисова И.Б.),
установил:
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" в лице филиала "Октябрьская железная дорога" (далее - ОАО "Российские железные дороги") обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к Министерству финансов Республики Карелия (далее - Минфин РК) о взыскании 1 368 969 руб. 50 коп. расходов, понесенных в результате предоставления отдельным категориям граждан льготы по оплате проездных железнодорожных документов в сентябре-октябре 2004 года во исполнение Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Определением от 04.07.2005 к участию в деле в качестве ответчика привлечено Министерство финансов Российской Федерации (далее - Минфин РФ), в качестве третьего лица - Министерство здравоохранения, социального развития и спорта Республики Карелия.
Решением от 07.10.2005 исковые требования удовлетворены полностью за счет казны Российской Федерации. В иске к Минфину РК отказано.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Минфин РФ просит обжалуемое решение отменить как вынесенное с нарушением норм материального права. По мнению подателя жалобы, исковые требования должны быть удовлетворены за счет Республики Карелия, поскольку ей из федерального бюджета были выделены денежные средства на реализацию указанного Закона, однако Минфин РК в 2004 году эти средства не распределил.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в жалобе, кассационная инстанция считает, что оснований для отмены обжалуемого решения нет.
Как следует из материалов дела, истцом в сентябре-октябре 2004 года в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" отдельным категориям граждан предоставлены льготы по оплате проездных железнодорожных документов. Факт предоставления льгот и размер понесенных в связи с этим расходов подтверждаются материалами дела.
Возникновение у истца убытков послужило основанием для его обращения в арбитражный суд.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" установление федеральных льгот отдельным категориям инвалидов и формирование показателей федерального бюджета по расходам на социальную защиту инвалидов относятся к компетенции федеральных органов государственной власти.
Согласно статье 30 названного Закона, действовавшей в спорный период, инвалидам предоставляется 50-процентная скидка со стоимости проезда на междугородных линиях воздушного, железнодорожного, речного и автомобильного транспорта с 1 октября по 15 мая и один раз (проезд туда и обратно) в другое время года. Инвалидам I и II групп и детям-инвалидам предоставляется право бесплатного проезда один раз в год к месту лечения и обратно, если законодательством Российской Федерации не установлены более льготные условия.
Указанные льготы распространяются на лицо, сопровождающее инвалида 1 группы или ребенка-инвалида.
Источник финансирования этой льготы Законом не определен.
Суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о необходимости взыскания доходов, недополученных истцом при предоставлении льгот по проезду на железнодорожном транспорте, установленных Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", за счет казны Российской Федерации в связи с недостаточностью средств, выделенных из федерального бюджета Республике Карелия для компенсации затрат по реализации Закона.
Довод подателя жалобы о том, что исковые требования должны быть удовлетворены за счет Республики Карелия, правомерно не принят судом первой инстанции, так как Минфин РФ не представил доказательств нецелевого использования Минфином РК денежных средств, выделенных из федерального бюджета, а также доказательств наличия неиспользованного остатка этих средств на момент вынесения судом решения.
Ввиду вышеизложенного оснований для отмены обжалуемого решения не имеется.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 07.10.2005 по делу N А26-3537/2005-14 оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.А. Кустов |
О.Г. Соснина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 17 февраля 2006 г. N А26-3537/2005-14
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника