Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 10 марта 2006 г. N А13-8718/2005-21
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Корпусовой О.А., судей Кузнецовой Н.Г. и Троицкой Н.В.,
при участии представителей закрытого акционерного общества "Агро-Череповец" - Нелидова В.А. (по доверенности от конкурсного управляющего от 24.11.2005 N 20) и Власова К.Л. (по доверенности от конкурсного управляющего от 31.08.2005 N 17),
рассмотрев 06.03.2006 в открытом судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Агро-Череповец" на решение от 27.10.2005 (судья Ковшикова О.С.) и постановление апелляционной инстанции от 02.12.2005 (судьи Виноградова Т.В., Пестерева О.Ю., Тарасова О.А.) Арбитражного суда Вологодской области по делу N А13-8718/2005-21,
установил:
Закрытое акционерное общество "Агро-Череповец" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением о признании незаконными действий Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Вологодской области (далее - налоговая инспекция) по возмещению налога на добавленную стоимость за январь 2005 года путем проведения зачета в счет недоимки, подлежащей уплате после полного расчета с кредиторами. В порядке устранения нарушения своих прав заявитель просит обязать налоговую инспекцию возвратить налог на добавленную стоимость в сумме 3 350 572 руб. на расчетный счет общества.
Решением от 27.10.2005 в удовлетворении требований, заявленных обществом, отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 02.12.2005 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество просит отменить решение и постановление, ссылаясь на неприменение судом пункта 4 статьи 142 и пункта 1 статьи 126 Закона Российской Федерации от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон N 127-ФЗ).
В судебном заседании представители общества поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Налоговая инспекция о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещена надлежащим образом, представитель в судебное заседание не явился, в связи с чем дело рассмотрено в его отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке. Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа считает, что кассационная жалоба общества подлежит удовлетворению.
Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Вологодской области от 14.09.2004 по делу N А13-4195/04-25 общество признано несостоятельным (банкротом) и в отношении него открыто конкурсное производство.
Заявитель 20.01.2005 представил в налоговый орган декларацию по налогу на добавленную стоимость за декабрь 2004 года, согласно которой уплате в бюджет подлежит 96 320 618 руб. Оборот, подлежащий налогообложению в декабре 2004 года, представляет собой оборот по реализации имущества общества в рамках конкурсного производства в целях увеличения конкурсной массы.
За январь 2005 года заявитель представил в налоговую инспекцию декларацию по налогу на добавленную стоимость по экспорту. Решением налогового органа от 20.05.2005 N 32 по данной декларации подлежит возмещению из бюджета 3 350 572 руб. налога. Уведомлением от 20.05.2005 N 09-11/2181 налоговая инспекция сообщила обществу о "направлении" признанного к возмещению налога на добавленную стоимость за январь 2005 года в сумме 3 350 572 руб. "в счет недоимки по НДС (внутренний рынок)" (лист дела 7). Заявление о возврате спорной суммы общество направило в налоговую инспекцию 02.09.2005.
Суд кассационной инстанции считает приведенные в кассационной жалобе доводы общества правомерными, а действия налоговой инспекции - незаконными по следующим основаниям.
Статья 134 Закона N 127-ФЗ определяет очередность удовлетворения требований кредиторов в рамках конкурсного производства.
Однако в соответствии с пунктом 4 статьи 142 Закона N 127-ФЗ требования конкурсных кредиторов и (или) уполномоченных органов, заявленные после закрытия реестра требований кредиторов, а также требования об уплате обязательных платежей, возникшие после открытия конкурсного производства, независимо от срока их предъявления удовлетворяются за счет оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, имущества должника. Расчеты с кредиторами по таким требованиям производятся конкурсным управляющим в порядке, установленном указанной статьей. Данная норма является специальной относительно положений статьи 134 Закона N 127-ФЗ и определяет порядок погашения обязательных платежей, возникших после открытия конкурсного производства. В силу прямого указания данной нормы закона вопрос о взыскании с предприятия налогов должен решаться не налоговым органом в безакцептном порядке, а самим конкурсным управляющим в порядке, предусмотренном Законом о банкротстве.
Кассационная коллегия считает неправомерным указание суда первой инстанции о том, что подлежащий уплате обществом налог на добавленную стоимость относится к текущим платежам, а поэтому должен удовлетворяться в установленном законодательством порядке (вне рамок дела о банкротстве). В соответствии с абзацем седьмым пункта 1 статьи 126 Закона N 127-ФЗ все требования кредиторов об уплате обязательных платежей, а также текущие обязательства, указанные в пункте 1 статьи 134 данного Закона, могут быть предъявлены только в ходе конкурсного производства. Обязательные платежи, возникшие после признания должника банкротом, не относятся к погашаемым вне очереди текущим обязательствам, поскольку не входят в перечень, установленный пунктом 1 статьи 134 Закона N 127-ФЗ. В пункте 4 постановления Пленума от 15.12.2004 N 29 Высший Арбитражный Суд Российской Федерации обратил внимание на то, что вне рамок дела о банкротстве могут удовлетворяться требования налоговых органов по обязательным платежам, возникшим до открытия конкурсного производства.
Таким образом, в данном случае следует применять положения абзаца седьмого пункта 1 статьи 126 Закона N 127-ФЗ: "все требования кредиторов... об уплате обязательных платежей... могут быть предъявлены только в ходе конкурсного производства". Порядок удовлетворения требований налоговой инспекции по текущим платежам установлен пунктом 4 статьи 142 Закона N 127-ФЗ.
Суд кассационной инстанции считает неправомерной ссылку в решении от 27.10.2005 на пункт 8 статьи 142 Закона N 127-ФЗ.
Статьей 142 названного Закона N 127-ФЗ урегулирован порядок расчетов с кредиторами в ходе конкурсного производства.
В силу пункта 8 названной статьи Закона погашенными требованиями кредиторов считаются удовлетворенные требования, а также те требования, в связи с которыми достигнуто соглашение об отступном, или конкурсным управляющим заявлено о зачете требований, или имеются иные основания для прекращения обязательств. При этом зачет требования, а также погашение требования предоставлением отступного допускается только при условии соблюдения очередности и пропорциональности удовлетворения требований кредиторов. Таким образом, зачет встречного однородного требования может быть осуществлен только по заявлению конкурсного управляющего и при условии соблюдения очередности и пропорциональности удовлетворения требований остальных кредиторов, что в данном случае корреспондирует с абзацем вторым пункта 4 статьи 142 Закона N 127-ФЗ, согласно которому расчеты с уполномоченными органами об уплате обязательных платежей, возникшие после открытия конкурсного производства, производятся конкурсным управляющим в порядке, установленном данной статьей.
На основании изложенного выше суд кассационной инстанции считает неправомерными выводы суда и относительно пропуска налогоплательщиком трехмесячного срока, установленного статьей 176 Налогового кодекса Российской Федерации. Суд первой инстанции указал, что согласно названной норме, когда суммы налога признаны подлежащими возмещению и у налогоплательщика имеется недоимка по налогу в тот же бюджет, а в течение трех месяцев со дня представления декларации в налоговый орган не поступило заявление налогоплательщика, налоговый орган не только имеет право, но и обязан зачесть соответствующую сумму в счет текущих платежей.
Однако в соответствии с приведенными выше нормами Закона N 127-ФЗ (статьей 126, пунктами 4 и 8 статьи 142) налоговая инспекция не имеет права распоряжаться суммой налога на добавленную стоимость, подлежащей возмещению из бюджета налогоплательщику, признанному несостоятельным (банкротом); в данном случае инспекция неправомерно распорядилась денежными средствами заявителя путем проведения зачета.
В связи с отменой судебных актов, принятых по настоящему делу и в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обществу должна быть возвращена государственная пошлина, уплаченная им при подаче заявления в арбитражный суд, платежным поручением от 11.08.2005 N 550 в размере 2 000 руб. (лист дела 5), при подаче апелляционной жалобы платежным поручением от 28.10.2005 N 711 в размере 1 000 руб. (лист дела 64), при подаче кассационной жалобы платежным поручением от 24.01.2005 N 007 в размере 1 000 руб. (лист дела 82). Всего должно быть возвращено из федерального бюджета 4 000 руб. государственной пошлины.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 286, пунктом 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение от 27.10.2005 и постановление апелляционной инстанции от 02.12.2005 Арбитражного суда Вологодской области по делу N А13-8718/2005-21 отменить.
Признать незаконными, не соответствующими статье 126, пунктам 4 и 8 статьи 142 Закона Российской Федерации от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", действия Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Вологодской области по возмещению закрытому акционерному обществу "Агро-Череповец" налога на добавленную стоимость за январь 2005 года в сумме 3 350 572 руб. путем зачета в счет недоимки.
Обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Вологодской области возвратить на расчетный счет закрытого акционерного общества "Агро-Череповец" из бюджета 3 350 572 руб.
Возвратить закрытому акционерному обществу "Агро-Череповец" из федерального бюджета 4 000 руб. государственной пошлины.
Председательствующий |
О.А. Корпусова |
Н.В. Троицкая
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 10 марта 2006 г. N А13-8718/2005-21
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника