Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 7 марта 2006 г. N А13-6540/2005-26
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Мунтян Л.Б., судей Асмыковича А.В., Ломакина С.А., при участии от закрытого акционерного общества "Агро-Череповец" Нелидова В.А. (доверенность от 15.03.2006 N 20), Кучур К.Л. (доверенность от 31.12.2005 N 17), от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Вологодской области Симаковой О.В. (доверенность от 21.02.2006 N 03-13/1088),
рассмотрев 02.03.2006 в открытом судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Агро-Череповец" на решение от 12.10.2005 (судья Ковшикова О.С.) и постановление апелляционной инстанции от 25.11.2005 (судьи Маганова Т.В., Логинова О.П., Тарасова О.А.) Арбитражного суда Вологодской области по делу N А13-6540/2005-26,
установил:
Закрытое акционерное общество "Агро-Череповец" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением о признании незаконным бездействия Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Вологодской области (далее - Инспекция), выразившегося в невозврате налогоплательщику 20 906 212 руб. налога на добавленную стоимость (далее - НДС), признанного к возмещению за август, сентябрь и октябрь 2004 года, по письму Общества от 02.03.2005 N 03/239. Заявитель просил устранить нарушение своих прав и обязать Инспекцию возместить указанную сумму налога на свой расчетный счет.
Решением суда от 12.10.2005 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 25.11.2005 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на нарушение норм материального права, просит отменить принятые по делу судебные акты.
В судебном заседании представители Общества поддержали доводы кассационной жалобы, а представитель Инспекции просил оставить жалобу без удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов в пределах доводов кассационной жалобы проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Вологодской области от 14.09.2004 Общество признано несостоятельным (банкротом) и в нем открыто конкурсное производство сроком на 1 год.
По результатам камеральных проверок обоснованности применения Обществом налоговой ставки 0% и налоговых вычетов по НДС за август, сентябрь и октябрь 2004 года Инспекция приняла решения от 20.12.2004 N 92, от 20.01.2005 N 3, от 21.02.2005 N 12 о возмещении налогоплательщику НДС за проверяемый период в общей сумме 20 906 212 руб.
В связи с тем, что в трехмесячный срок с даты подачи налоговых деклараций Общество не направило в налоговый орган заявления о возврате НДС в порядке пункта 4 статьи 176 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), Инспекция засчитала подтвержденные к возмещению суммы НДС в счет текущих платежей по налогу, о чем известила Общество уведомлениями от 21.12.2004 N 02-12/6208, от 21.01.2005 N 02-12/156 и от 21.02.2005 N 09-11/605 соответственно.
Заявление Общества N 03/239 о возврате на расчетный счет 20 906 212 руб. НДС за август - октябрь 2004 года было направлено в налоговый орган 02.03.2005.
Инспекция не перечислила денежные средства на счет Общества, уведомлением от 01.04.2005 N 09-11/1194 сообщила Обществу об имеющейся у него недоимке по НДС в размере 62 625 635 руб. 20 коп. и указала на необходимость ее погашения за счет сумм НДС, признанных к возмещению за август - октябрь 2004 года.
Общество посчитало бездействие Инспекции незаконным и обжаловало его в Арбитражный суд.
Принимая решение и постановление об отказе Обществу в удовлетворении заявленных требований, суд первой и апелляционной инстанций исходил из следующего.
Порядок возмещения НДС налогоплательщику установлен статьей 176 НК РФ.
Согласно пункту 4 этой статьи возмещение сумм налоговых вычетов по НДС в отношении операций по реализации товаров, облагаемых по ставке 0%, производится налоговой инспекцией не позднее трех месяцев, считая со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации.
В течение указанного срока налоговый орган производит проверку обоснованности применения налоговой ставки 0% и налоговых вычетов и принимает решение о возмещении путем зачета или возврата соответствующих сумм либо об отказе (полностью или частично) в возмещении.
В случае, если налоговым органом принято решение об отказе (полностью или частично) в возмещении, он обязан предоставить налогоплательщику мотивированное заключение не позднее 10 дней после вынесения указанного решения.
В случае наличия у налогоплательщика недоимки и пени по налогу, недоимки и пени по иным налогам и сборам, а также задолженности по присужденным налоговым санкциям, подлежащим зачислению в тот же бюджет, из которого производится возврат, они подлежат зачету в первоочередном порядке по решению налогового органа.
При отсутствии у налогоплательщика недоимки и пени по налогам, а также задолженности по присужденным налоговым санкциям, подлежащим зачислению в тот же бюджет, из которого производится возврат, суммы, подлежащие возмещению, засчитываются в счет текущих платежей по налогу и (или) иным налогам и сборам, подлежащим уплате в тот же бюджет, либо подлежат возврату налогоплательщику по его заявлению.
В соответствии с вышеприведенными нормами Инспекция в установленный срок приняла решения от 20.12.2004 N 92, от 20.01.2005 N 3, от 21.02.2005 N 12 о возмещении Обществу НДС за август, сентябрь и октябрь 2004 года. До принятия решений Общество не направило заявлений о возврате НДС.
Инспекция, выполняя обязанность произвести возмещение НДС в рамках трехмесячного срока и учитывая отсутствие у Общества недоимок и пеней по налогам на даты принятия решений, засчитала подтвержденные к возмещению суммы налога в счет текущих платежей по НДС, о чем уведомила Общество.
Таким образом, ко времени направления Обществом заявления от 02.03.2005 N 03/239 о возврате на свой расчетный счет сумм НДС за август - октябрь 2004 года Инспекция уже произвела их зачет в счет текущих и предстоящих платежей Общества.
Инспекция 01.04.2005 уведомила Общество о наличии недоимки по НДС в размере 62 625 635 руб. 20 коп.
В кассационной жалобе Общество указывает на необоснованность применения Инспекцией положений статьи 176 НК РФ без учета специальной нормы - пункта 4 статьи 142 Федерального закона от 26.01.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - ФЗ "О банкротстве").
Кассационная коллегия считает позицию Общества правомерной.
В соответствии со статьей 5 ФЗ "О банкротстве" требования кредиторов по текущим платежам не подлежат включению в реестр требований кредиторов. Кредиторы по текущим платежам при проведении соответствующих процедур банкротства не признаются лицами, участвующими в деле о банкротстве. При этом под текущими платежами понимаются денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие после принятия заявления о признании должника банкротом, а также денежные обязательства и обязательные платежи, срок исполнения которых наступил после введения соответствующей процедуры банкротства.
Пленум Высшего Арбитражного суда Российской Федерации в пункте 3 постановления от 15.12.2004 N 29 отметил, что платежи по обязательствам, возникшим после принятия заявления о признании должника банкротом, независимо от смены процедуры банкротства, относятся к текущим платежам. Требования кредиторов по текущим платежам не подлежат включению в реестр требований кредиторов. Кредиторы по текущим платежам при проведении соответствующих процедур банкротства не признаются лицами, участвующими в деле о банкротстве.
Суд первой и апелляционной инстанций сделал правильный вывод о том, что предстоящие платежи по налогам являются текущими платежами применительно к должникам, в отношении которых возбуждено производство по делу о банкротстве. В соответствии с пунктом 1 статьи 174 НК РФ Общество обязано уплатить НДС за декабрь 2004 года до 20.01.2005. Конкурсное производство в Обществе открыто с 14.09.2005. Следовательно, НДС за декабрь 2004 года, подлежащий уплате до 20.01.2005, является текущим платежом.
В этой связи Пленум Высшего Арбитражного суда Российской Федерации в пункте 4 постановления от 15.12.2004 N 29 указал, что требования налоговых, таможенных и иных органов, в чью компетенцию в силу законодательства входит взимание и взыскание соответствующих сумм платежей, по обязательным платежам, срок исполнения которых наступил после введения соответствующей процедуры банкротства (текущие платежи), удовлетворяются в установленном законодательством порядке (вне рамок дела о банкротстве).
Согласно пункту 47 постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 15.12.2004 N 29 при рассмотрении вопросов, связанных с удовлетворением требований, возникших после открытия конкурсного производства, арбитражным судам следует учитывать, что такие требования удовлетворяются вне очереди (пункт 1 статьи 134 ФЗ "О банкротстве"), однако в силу специального указания пункта 4 статьи 142 ФЗ "О банкротстве" требования уполномоченных органов, возникшие после открытия конкурсного производства, независимо от срока их предъявления, удовлетворяются за счет оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, имущества должника.
Аналогичная позиция изложена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 23.08.2005 N 2573/05.
Таким образом, Инспекция неправомерно применила положения статьи 176 НК РФ при зачете 20 906 212 руб. НДС, признанного к возмещению за август, сентябрь и октябрь 2004 года, в счет погашения задолженности Общества по НДС за декабрь 2004 года.
При таких обстоятельствах решение и постановление суда подлежат отмене, а требования Общества - удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 201, 286, пунктом 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение от 12.10.2005 и постановление апелляционной инстанции от 25.11.2005 Арбитражного суда Вологодской области по делу N А13-6540/2005-26 отменить.
Признать незаконным бездействие Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Вологодской области, выразившееся в невозврате закрытому акционерному обществу "Агро-Череповец" 20 906 212 руб. НДС, признанного к возмещению за август, сентябрь, октябрь 2004 года.
Обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Вологодской области перечислить на расчетный счет закрытого акционерного общества "Агро-Череповец" 20 906 212 руб. НДС.
Возвратить закрытому акционерному обществу "Агро-Череповец" из средств федерального бюджета 4 000 руб. госпошлины за рассмотрение дела в судах первой, апелляционной и кассационной инстанций.
Председательствующий |
Л.Б. Мунтян |
С.А. Ломакин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 7 марта 2006 г. N А13-6540/2005-26
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника