Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 1 марта 2006 г. N А56-28956/2005
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Абакумовой И.Д., судей Дмитриева В.В., Шевченко А.В.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Завод "Техстроймаш" Крыловой О.Г. (доверенность от 07.07.2005 N 1/н), от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Ленинградской области Газиевой Н.В. (доверенность от 10.01.2006 N 11-06/14),
рассмотрев 01.03.2006 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.10.2005 по делу N А56-28956/2005 (судья Бурматова Г.Е.),
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Завод "Техстроймаш" (далее - общество, ООО "Завод "Техстроймаш") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительными решения Межрайонной инспекция Федеральной налоговой службы N 6 по Ленинградской области (далее - налоговая инспекция) от 20.06.2005 N 02/48-48 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, а также выставленных на его основании требований от 22.06.2005 N 1731 и N 24059.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.10.2005 заявленные обществом требования удовлетворены.
В апелляционном суде дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит решение суда отменить как вынесенное с нарушением норм материального права и принять по делу новый судебный акт.
В представленном обществом отзыве на кассационную жалобу налоговой инспекции налогоплательщик просит оспариваемый судебный акт оставить в силе как законный и обоснованный.
В судебном заседании представитель налоговой инспекции поддержал доводы кассационной жалобы, а представитель общества просил оставить принятое по делу решение суда без изменения.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Во исполнение контракта от 18.01.2005 N К700Т-2005, заключенного с иностранной фирмой "ТОО "Camcor Inc." (Казахстан), общество реализовало на экспорт товары (колесные тракторы). Собрав в соответствии с требованиями пункта 9 статьи 165 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) комплект документов, предусмотренных пунктом 1 статьи 165 НК РФ, ООО "Завод "Техстроймаш" 21.03.2005 представил в налоговую инспекцию декларацию по налогу на добавленную стоимость за февраль 2005 года по экспортным операциям. В декларации налогоплательщик указал выручку от реализации продукции на экспорт, облагаемую налогом по ставке 0 процентов, и предъявил к возмещению из бюджета 1 066 516 руб. налога на добавленную стоимость.
В подтверждение обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов Предприниматель вместе с декларацией представило в налоговый орган документы, предусмотренные пунктом 1 статьи 165 и пунктом 1 статьи 172 НК РФ.
Налоговая инспекция провела камеральную проверку декларации и полученных документов. По результатам проверки принято решение от 20.06.2005 N 02/30-30, которым налоговый орган подтвердил правомерность применения заявителем ставки 0 процентов в связи с экспортом товаров в проверенном периоде и право на применение налоговых вычетов. В тот же день налоговым органом вынесено решение N 02/48-48 о привлечении ООО "Завод "Техстроймаш" к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ в виде штрафа в размере 255 446 руб. 20 коп. Также этим решением обществу доначислен налог на добавленную стоимость за февраль 2005 года в сумме 1 287 461 руб. и 46 734 руб. 39 коп. пеней. Основанием для принятия решения от 20.06.2005 N 02/48-48 послужило следующее. В ходе проверки налоговой декларации и представленных документов, налоговый орган установил, что валютные платежи от иностранного покупателя поступили на счет общества 02.02.2005 и 22.02.2005. Товар был помещен под таможенный режим экспорта только 25.02.2005 года. Поэтому, налоговая инспекция пришла к выводу о том, что поступившие ООО "Завод "Техстроймаш" платежи являются авансовыми, и соответственно, налогоплательщик обязан был в силу положений статей 162, 166 НК РФ исчислить с данных платежей налог на добавленную стоимость.
Во исполнение решения от 20.06.2005 N 02/48-48 обществу были направлены требования от 22.06.2005 N 24059 об уплате налога и N 1731 об уплате налоговой санкции.
Общество, считая решение налоговой инспекции от 20.06.2005 N 02/48-48 и выставленные на его основании требования незаконными, обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции удовлетворил заявленные налогоплательщиком требования, посчитав доначисление ответчиком налога на добавленную стоимость неправомерным. При этом суд указал на то, что в тех случаях, когда фактически отгрузка товара иностранному покупателю произведена в том же налоговом периоде, когда поступил платеж, у налогоплательщика не возникает обязанности включать эту сумму в налогооблагаемую базу как авансовый платеж и уплачивать с нее налог.
Кассационная инстанция, рассмотрев материалы дела и проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, не находит правовых оснований для отмены принятого судом решения.
Согласно пункту 1 статьи 153 НК РФ налоговая база при реализации товаров (работ, услуг) определяется налогоплательщиком в соответствии с главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации в зависимости от особенностей реализации произведенных им или приобретенных на стороне товаров (работ, услуг).
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 162 НК РФ налоговая база, определенная в соответствии со статьями 153 - 158 Кодекса, увеличивается на суммы авансовых или других платежей, полученных в счет предстоящих поставок товаров, выполнения работ или оказания услуг. Положения данного подпункта не применяются в отношении авансовых или иных платежей, полученных в счет предстоящих поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг, облагаемых по налоговой ставке 0 процентов в соответствии с подпунктами 1 и 5 пункта 1 статьи 164 НК РФ, длительность производственного цикла изготовления которых составляет свыше шести месяцев (по перечню и в порядке, определенных Правительством Российской Федерации).
Вместе с тем, согласно пункту 1 статьи 173 НК РФ сумма налога на добавленную стоимость, подлежащая уплате в бюджет, по операциям реализации экспортных товаров (работ, услуг) определяется по итогам каждого налогового периода как уменьшенная на сумму налоговых вычетов сумма налога, исчисляемая в соответствии с пунктом 6 статьи 166 НК РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 55 НК РФ под налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате.
Согласно статье 163 НК РФ налоговый период по налогу на добавленную стоимость устанавливается как календарный месяц.
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 164 НК РФ обложение налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 0 процентов производится при реализации товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 Кодекса.
Пунктом 8 статьи 171 НК РФ установлено, что суммы налога, исчисленные и уплаченные налогоплательщиком с сумм авансовых и иных платежей, полученных в счет предстоящих поставок товаров (работ, услуг), подлежат вычету.
Согласно пункту 6 статьи 172 НК РФ вычеты сумм налога, указанных в пункте 8 статьи 171 Кодекса, производятся после даты реализации соответствующих товаров (работ, услуг).
Одновременно пунктом 3 статьи 172 НК РФ установлено, что вычеты сумм налога, предусмотренных статьей 171 Кодекса, в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), указанных в пункте 1 статьи 164 Кодекса, производятся на основании отдельной налоговой декларации и только при представлении в налоговые органы соответствующих документов, предусмотренных статьей 165 Кодекса.
Согласно пункту 4 статьи 176 НК РФ суммы, предусмотренные статьей 171 Кодекса, в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), названных в подпунктах 1 - 6 и 8 пункта 1 статьи 164 Кодекса, а также суммы налога, исчисленные и уплаченные в соответствии с пунктом 6 статьи 166 Кодекса, подлежат возмещению путем зачета (возврата) на основании отдельной налоговой декларации, указанной в пункте 6 статьи 164 Кодекса, и документов, приведенных в статье 165 Кодекса. В течение трех месяцев налоговый орган производит проверку обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов и принимает решение о возмещении путем зачета или возврата соответствующих сумм либо об отказе (полностью или частично) в возмещении.
Следовательно, с учетом приведенных выше норм права, а также того, что налогоплательщиком представлены все предусмотренные пунктом 1 статьи 165 и пунктом 1 статьи 172 НК РФ документы в подтверждение правомерности применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость за февраль 2005 года, и применение вычетов по налогу в этом периоде признано налоговым органом правомерным (решением 20.06.2005 N 02/30-30), авансовые платежи, полученные в том же налоговом периоде, в котором была произведена отгрузка товара, не подлежат обложению налогом на добавленную стоимость.
Таким образом, у налоговой инспекции отсутствовали правовые основания для принятия решения от 20.06.2005 N 02/48-48 о привлечении ООО "Завод "Техстроймаш" к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, доначисления налогоплательщику 1 287 461 руб. налога на добавленную стоимость на суммы платежей, квалифицированных налоговым органом как авансовые, и направления ему требований от 22.06.2005 N 1731 и N 24059, в связи с чем названные ненормативные акты налогового органа обоснованно признаны судом недействительными.
Решение суда вынесено с соблюдением норм материального и процессуального права. Оснований для его отмены нет.
Руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.10.2005 по делу N А56-28956/2005 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Ленинградской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.Д. Абакумова |
А.В. Шевченко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 1 марта 2006 г. N А56-28956/2005
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника