Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 22 февраля 2006 г. N А44-5218/2005-14
Резолютивная часть постановления объявлена 20 февраля 2006 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 февраля 2006 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Шпачевой Т.В., судей Матлиной Е.О. и Нефедовой О.Ю., при участии от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Новгородской области Селезнева А.Н.,
рассмотрев 20.02.2006 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Новгородской области на решение от 03.10.2005 (судья Янчикова Н.В.) и постановление апелляционной инстанции от 08.11.2005 (судьи Духнов В.П., Пестунов О.В., Разживин А.А.) Арбитражного суда Новгородской области по делу N А44-5218/2005-14,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Монолит" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с заявлением (с учетом уточнения требований) о признании незаконным и отмене постановления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Новгородской области (далее - Инспекция) от 14.09.2005 N 16-20-189 о привлечении заявителя к административной ответственности на основании статьи 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 30 000 руб.
Решением суда от 03.10.2005 заявленные требования удовлетворены. Оспариваемое постановление Инспекции признано незаконным и отменено в полном объеме, поскольку Общество вместо контрольно-кассовой машины использовало бланки строгой отчетности.
Постановлением апелляционной инстанции от 08.11.2005 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Инспекция просит отменить решение суда и постановление апелляционной инстанции и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных Обществом требований. В обоснование жалобы указано, что форма бланка строгой отчетности для использования при расчетах с населением за оказание риэлторских услуг не утверждалась в установленном законом порядке, поэтому при оказании подобной услуги Общество обязано применять контрольно-кассовую технику.
Надлежаще оформленный отзыв на кассационную жалобу не представлен.
В судебном заседании представитель Инспекции поддержал кассационную жалобу по изложенным в ней доводам.
Общество о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещено надлежащим образом, однако его представитель в судебное заседание не явился.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, на основании поручения заместителя руководителя Инспекции от 09.09.2005 N 16-29-244 налоговым инспектором отдела оперативного контроля проведена проверка полноты оприходования выручки в кассу Общества при осуществлении наличных денежных расчетов за риэлторские услуги в период с 01.08.2005 по 08.09.2005. В ходе проверки установлено нарушение требований Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Закон "О применении ККТ"), выразившееся в осуществлении денежных расчетов с населением за оказываемые риэлторские услуги без применения контрольно-кассовой машины. Выявленное нарушение зафиксировано в акте проверки от 12.09.2005 N 16-13-992. В присутствии законного представителя Общества составлен протокол об административном правонарушении от 12.09.2005 N 001015.
На основании материалов проверки руководителем Инспекции вынесено постановление от 14.09.2005 N 16-20-189 о привлечении Общества к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.5 КоАП РФ, за неприменение контрольно-кассовой машины при ведении расчетов за оказанные риэлторские услуги в виде штрафа в размере 30 000 рублей.
Общество, считая, что оно при осуществлении денежных расчетов с населением не должно применять контрольно-кассовую технику, поскольку использует бланки строгой отчетности, обратилось в суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявление, суд сделал вывод о том, что Общество необоснованно привлечено к административной ответственности за неприменение контрольно-кассовой техники при расчетах за оказанные риэлторские услуги, поскольку вправе применять квитанцию (форма ОКУД 0700002), утвержденную Министерством финансов Российской Федерации письмом от 20.04.1995 N 16-00-30-35, в качестве бланка строгой отчетности. С таким выводом согласился и суд апелляционной инстанции.
В кассационной жалобе Инспекцией оспаривается правомерность использования Обществом бланков строгой отчетности, поскольку их форма при оказании риэлтерских услуг в соответствии с приказом Министерства финансов Российской Федерации N 121 от 13.12.1993 не утверждалась. Инспекция указывает, что используемая Обществом квитанция в качестве документа строгой отчетности, утвержденная письмом Министерства финансов Российской Федерации от 20.04.1995 N 16-00-30-35, может применяться при наличных денежных расчетах с населением лишь предприятиями Федеральной службы лесного хозяйства, Министерства культуры, Министерства юстиции (для судебно-экспертных учреждений), Министерства здравоохранения и медицинской промышленности, Государственного комитета санитарно-эпидемиологического, надзора, Департамента жилищнокоммунального хозяйства Минстроя, а также организациями и индивидуальными предпринимателями, ведущими аналогичную деятельность, но не входящими в систему соответствующих министерств.
Вместе с тем приведенные в кассационной жалобе доводы исследовались судом и получили надлежащую правовую оценку. Суд пришел к правильному выводу о праве Общества использовать при наличных денежных расчетах бланки строгой отчетности. Инспекцией не доказано, что используемые Обществом квитанции являются ненадлежащими бланками строгой отчетности и не обеспечивают необходимого учета.
В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Закона "О применении ККТ" организации и индивидуальные предприниматели в соответствии с порядком, определяемым Правительством Российской Федерации, могут осуществлять наличные денежные расчеты без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению при условии выдачи им соответствующих бланков строгой отчетности. Порядок утверждения формы бланков строгой отчетности, приравненных к кассовым чекам, а также порядок их учета, хранения и уничтожения устанавливается Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.03.2005 N 171 утверждено Положение об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники, а пунктом 2 названного постановления предусмотрено, что формы бланков строгой отчетности, утвержденные в соответствии с ранее установленными требованиями, могут применяться до утверждения форм бланков строгой отчетности в соответствии с этим Положением, но не позднее 01.01.2007.
В соответствии с названным Положением формы бланков строгой отчетности утверждаются Министерством финансов Российской Федерации по обращению заинтересованных органов государственной власти, Центрального банка Российской Федерации и организаций, объединяющих субъектов предпринимательской деятельности, занятых в определенной сфере услуг.
Данных о том, что Министерством финансов Российской Федерации утверждена форма бланка строгой отчетности при осуществлении риэлтерской деятельности, не имеется. Поэтому использование Обществом при осуществлении наличных денежных расчетов бланков строгой отчетности серии ЛХ формы по ОКУД 0700002, утвержденной письмом Министерством финансов Российской Федерации от 20.04.95 N 16-00-30-35, не может рассматриваться как правонарушение, влекущее ответственность по ст. 14.5 КоАП РФ.
Ссылка Инспекции на то, что применяемые Обществом бланки строгой отчетности могут использоваться лишь при осуществлении денежных расчетов в перечисленных видах деятельности, несостоятельна и не подтверждается представленными доказательствами, в том числе опровергается письмом Министерства финансов Российской Федерации, которое осуществляет нормативное регулирование этого вопроса, от 09.06.2003 N 16-00-24/30.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение от 03.10.2005 и постановление апелляционной инстанции от 08.11.2005 Арбитражного суда Новгородской области по делу N А44-5218/2005-14 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Новгородской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Т.В. Шпачева |
О.Ю. Нефедова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 22 февраля 2006 г. N А44-5218/2005-14
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника