Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 28 февраля 2006 г. N А05-10362/05-18
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Ветошкиной О.В., судей Бухарцева С.Н., Малышевой Н.Н.,
рассмотрев 27.02.06 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу на решение от 15.09.05 (судья Чалбышева И.В.) и постановление апелляционной инстанции от 18.11.05 (судьи Лепеха А.П., Тряпицына Е.В., Шашков А.Х.) Арбитражного суда Архангельской области по делу N А05-10362/05-18,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Няндомский химлесхоз" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (далее - инспекция) от 04.07.05 N 10-1.19/14114 о привлечении его к ответственности по пункту 2 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) за нарушение срока представления декларации по земельному налогу, а также об обязании налогового органа отозвать требование об уплате налоговой санкции.
Решением суда от 15.09.05, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 18.11.05, заявление инспекции удовлетворено.
В кассационной жалобе ее податель просит отменить судебные акты и отказать обществу в удовлетворении заявления. По мнению инспекции, суды обеих инстанций неправильно истолковали нормы Лесного кодекса Российской Федерации.
Представители сторон, извещенных в установленном порядке о месте и времени слушания дела, в судебное заседание не явились, поэтому жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, инспекция провела камеральную проверку соблюдения обществом законодательства о налогах и сборах и установила факт непредставления декларации по земельному налогу за 2004 год по землям лесного фонда.
По результатам проверки составлен акт от 06.06.05, на основании которого налоговый орган принял решение от 04.07.065 N 10-1-19/14114 о привлечении общества к установленной пунктом 2 статьи 119 НК РФ ответственности за непредставление декларации по земельному налогу в виде взыскания 15 374 руб. штрафа.
Общество не согласилось с принятым решением и обжаловало его в арбитражный суд. В заявлении общество сослалось на неправомерное привлечение его к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 2 статьи 119 НК РФ, поскольку оно является арендатором участков лесного фонда и на основании заключенного договора аренды вносит в бюджет арендную плату.
Удовлетворяя заявление общества, суды исходили из того, что общество не является плательщиком налога за земельные участки лесного фонда, переданного ему в аренду.
Кассационная инстанция, изучив доводы налогового органа, приведенные в кассационной жалобе, материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Согласно пункту 1 статьи 8 НК РФ под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
Статьей 22 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что участки лесного фонда предоставляются юридическим лицам в пользование на условиях аренды. Согласно статье 31 Лесного кодекса Российской Федерации аренда участков лесного фонда регулируется названным кодексом, гражданским законодательством и Положением об аренде участков лесного фонда, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 24.03.98 N 345 (далее - Положение об аренде). В соответствии со статьей 31 Лесного кодекса Российской Федерации по договору аренды участка лесного фонда лесхоз федерального органа управления лесным хозяйством (арендодатель) обязуется предоставить лесопользователю (арендатору) участок лесного фонда за плату на срок от одного года до сорока девяти лет для осуществления одного или нескольких видов лесопользования. Добытые в соответствии с договором аренды участка лесного фонда лесные ресурсы (продукция) являются собственностью арендатора.
В силу статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами. Согласно статье 103 Лесного кодекса Российской Федерации арендная плата является одним из видов платежей за пользование лесным фондом и определяется на основе ставок лесных податей.
В соответствии со статьей 105 Лесного кодекса Российской Федерации, пунктами 23, 24 Положения об аренде размер арендной платы, порядок и сроки ее внесения определяются договором аренды с учетом вида лесопользования, размера участка, годового размера лесопользования и действующих ставок лесных податей за данный вид лесопользования. Названная норма соотносится со статьей 614 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой в договоре аренды должны быть определены порядок, условия и сроки внесения арендной платы.
Из приведенных норм следует, что правоотношения, вытекающие из договора аренды, не имеют публично-правового характера, поэтому на них не распространяется публично-правовой режим по исполнению публично-правовых обязанностей, предусмотренный положениями Налогового кодекса Российской Федерации. Арендная плата за пользование участками лесного фонда не обладает признаком безвозмездности, согласно приведенным выше положениям статьи 31 Лесного кодекса Российской Федерации, поскольку арендатор получает возмещение в виде добытых им лесных ресурсов (продукции). Следовательно, применение положений Налогового кодекса Российской Федерации к рассматриваемым правоотношениям, по мнению кассационной инстанции, неправомерно.
Таким образом, статья 119 НК РФ, которая предусматривает ответственность за непредставление налоговой декларации, не может быть применена к арендатору.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение от 15.09.05 и постановление апелляционной инстанции от 18.11.05 Арбитражного суда Архангельской области по делу N А05-10362/05-18 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.В. Ветошкина |
Н.Н. Малышева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 28 февраля 2006 г. N А05-10362/05-18
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника