Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 10 марта 2006 г. N А13-9055/2005-14
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Шевченко А.В., судей Абакумовой И.Д. и Дмитриева В.В.,
при участии от открытого акционерного общества "Вологдагаз" Рожкова И.М. (доверенность от 06.03.2006 N 5/190),
рассмотрев 07.03.2006 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Вологодской области на решение Арбитражного суда Вологодской области от 28.10.2005 по делу N А13-9055/2005-14 (судья Виноградова Т.В.),
установил:
Открытое акционерное общество "Вологдагаз" (далее - ОАО "Вологдагаз", общество) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением (с учетом уточнения требований) о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Вологде (после реорганизации - Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 11 по Вологодской области; далее - инспекция) от 15.08.2005 N 11-06/10 в части доначисления обществу налогов на прибыль по базе переходного периода, на добавленную стоимость и на пользователей автомобильных дорог; начисления пеней за несвоевременную уплату этих налогов и привлечения его к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), за неполную уплату налогов на добавленную стоимость и на пользователей автомобильных дорог.
Решением суда от 28.10.2005 требования ОАО "Вологдагаз" удовлетворены частично. Решение инспекции признано недействительным в части доначисления обществу налогов на добавленную стоимость и на пользователей автомобильных дорог, начисления пеней за несвоевременную уплату этих налогов и привлечения его к ответственности на основании пункта 1 статьи 122 НК РФ. В удовлетворении остальной части требований ОАО "Вологдагаз" отказано.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе инспекция, ссылаясь на нарушение норм материального права, просит отменить принятый по делу судебный акт. По мнению налогового органа, бюджетные средства, полученные обществом для компенсации расходов, возникающих у него при реализации газа льготным категориям потребителей, подлежат обложению налогами на добавленную стоимость и на пользователей автомобильных дорог.
В отзыве на кассационную жалобу ОАО "Вологдагаз" указывает на законность и обоснованность оспариваемого судебного акта.
В судебном заседании представитель общества просил отказать в удовлетворении кассационной жалобы.
Инспекция извещена надлежащим образом о времени и месте слушания дела, однако представитель в судебное заседание не явился, в связи с чем жалоба рассмотрена в его отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, инспекция провела выездную проверку соблюдения ОАО "Вологдагаз" законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, по результатам которой приняла решение от 15.08.2005 N 11-06/10. В решении, в частности, налоговый орган доначислил обществу налоги на добавленную стоимость за 2002-2003 годы и на пользователей автомобильных дорог за 2002 год, начислил пени и взыскал с него штраф на основании пункта 1 статьи 122 НК РФ за неполную уплату указанных налогов.
Основанием для такого решения послужил вывод инспекции о том, что ОАО "Вологдагаз" неправомерно не исчислило налоги на добавленную стоимость и на пользователей автомобильных дорог с сумм бюджетных средств, полученных для возмещения расходов, возникающих у общества в связи с реализацией газа с учетом льгот, предоставленных отдельным потребителям.
ОАО "Вологдагаз", считая решение инспекции неправомерным, частично обжаловало его в арбитражный суд.
Суд установил, что общество реализует газ населению по государственным регулируемым ценам в соответствии с Федеральным законом от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" и постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2000 N 1021 "О государственном регулировании цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации". Реализация газа осуществляется по ценам, утвержденным Региональной энергетической комиссией Вологодской области.
По договорам с администрацией города Вологды и администрацией Вологодского муниципального района ОАО "Вологдагаз" получало бюджетные средства для компенсации затрат, связанных с предоставлением льгот при оплате газа, реализуемого населению. На сумму предоставленных населению льгот общество выставляло комитету жилищно-коммунального хозяйства и транспорта администрации города Вологды и администрации Вологодского муниципального района счета-фактуры без выделения в них налога на добавленную стоимость.
Удовлетворяя требования ОАО "Вологдагаз", суд руководствовался статьей 5 Закона Российской Федерации от 18.10.1991 N 1759-1 "О дорожных фондах в Российской Федерации" (далее - Закон "О дорожных фондах в Российской Федерации"). Суд сделал вывод о том, что бюджетные средства, полученные налогоплательщиком для возмещения его расходов, не являются выручкой за реализуемый газ, следовательно, не подлежат обложению налогом на пользователей автомобильных дорог. Суд также указал на то, что в силу пункта 2 статьи 154 НК РФ полученные обществом средства не должны включаться в базу, облагаемую налогом на добавленную стоимость.
Изучив материалы дела и проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Согласно статье 5 Закона "О дорожных фондах в Российской Федерации" (действовавшей в 2002 году) плательщиками налога на пользователей автомобильных дорог являются предприятия, учреждения, организации, занимающиеся предпринимательской деятельностью. Объектом обложения этим налогом является выручка, полученная от реализации продукции (работ, услуг), и сумма разницы между продажной и покупной ценами товаров, реализованных в результате заготовительной, снабженческо-сбытовой и торговой деятельности.
Суд сделал правильный вывод о том, что полученные обществом бюджетные средства направлены на компенсацию расходов, возникающих у ОАО "Вологдагаз" как разница между экономически обоснованным тарифом на газ и фактической ценой реализации, и не могут быть расценены как выручка от реализации газа.
Согласно пункту 2 статьи 154 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг) с учетом дотаций, предоставляемых бюджетами различного уровня в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с федеральным законодательством, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации.
Таким образом, ОАО "Вологдагаз" правомерно исчисляло налог на добавленную стоимость, исходя из цен, по которым газ фактически реализовывался населению.
При таких обстоятельствах суд правомерно признал необоснованным доначисление обществу налогов на пользователей автомобильных дорог и на добавленную стоимость, начисление пеней и привлечение его к ответственности за неполную уплату этих налогов.
Довод инспекции о том, что ОАО "Вологдагаз" получало бюджетные средства с учетом налога на добавленную стоимость, подлежащего перечислению в бюджет, опровергается материалами дела.
Суд установил, что общество получало денежные средства на основании выставляемых им счетов-фактур. В имеющихся в деле счетах-фактурах сумма налога на добавленную стоимость не выделена.
Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку установленных судом фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Дело рассмотрено судом полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, поэтому оснований для отмены принятого по делу судебного акта не имеется.
Учитывая изложенная и руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 28.10.2005 по делу N А13-9055/2005-14 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Вологодской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.В. Шевченко |
В.В. Дмитриев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 10 марта 2006 г. N А13-9055/2005-14
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника