Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 7 марта 2006 г. N А13-10443/2005-07
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Михайловской Е.А., судей Ветошкиной О.В., Кочеровой Л.И.,
рассмотрев 07.03.2006 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Вологодской области на решение Арбитражного суда Вологодской области от 12.10.2005 по делу N А13-10443/2005-07 (судья Богатырева В.А.),
установил:
Инспекция Федеральной налоговой службы по городу Череповцу Вологодской области (после реорганизации - Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 12 по Вологодской области; далее - Инспекция) обратилась в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "ЛИСИ-Строй-Сервис" (далее - общество) 50 руб. штрафа, предусмотренного пунктом 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Решением суда от 12.10.2005 Инспекции отказано в удовлетворении заявления.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, просит отменить решение суда. Инспекция считает, что обоснованно применила к правоотношениям, связанным с уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, нормы налогового законодательства, поскольку представление расчетов в налоговый орган предусмотрено не только пунктом 2 статьи 24 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ), но и пунктом 3 статьи 243 НК РФ. Кроме того, частью 3 статьи 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" установлено, что правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Представители Инспекции и Общества, надлежащим образом извещенных о месте и времени слушания дела, в судебное заседание не явились, поэтому жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, доводы жалобы, не находит оснований для ее удовлетворения.
Из материалов дела следует, что Общество представило в Инспекцию расчет по авансовым платежам по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование для лиц, производящих выплаты физическим лицам, за I квартал 2004 года.
Инспекция провела камеральную проверку расчета и приняла решение от 18.04.2005 N 2575 о привлечении Общества к установленной пунктом 1 статьи 126 НК РФ ответственности в виде взыскания 50 руб. штрафа за нарушение срока представления расчета по авансовым платежам по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за I квартал 2004 года. При сроке представления названного расчета не позднее 20.04.2004, Общество представило его в налоговый орган 14.03.2005. Полагая, что несвоевременное представление расчета по авансовым платежам по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование является налоговым правонарушением, Инспекция применила к Обществу налоговую ответственность.
На основании принятого решения налоговый орган направил Обществу требование от 25.04.2005 N 1169 о добровольной уплате налоговой санкции в срок до 05.05.2005.
Общество в установленный срок не исполнило требование Инспекции, в связи с чем налоговый орган направил в арбитражный суд настоящее заявление о принудительном взыскании названной суммы штрафа.
Отказывая Инспекции в удовлетворении заявления, суд обоснованно руководствовался следующим.
В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Закона N 167-ФЗ организации, производящие выплаты физическим лицам, являются страхователями по обязательному пенсионному страхованию.
Обязанность страхователей представлять в налоговый орган расчет по авансовым платежам по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование предусмотрена пунктом 2 статьи 24 Закона N 167-ФЗ. В соответствии с этой нормой данные об исчисленных и уплаченных суммах авансовых платежей страхователь отражает в расчете, представляемом не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным, в налоговый орган.
Согласно статье 1 Закона N 167-ФЗ названный Закон устанавливает основы государственного регулирования обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, регулирует правоотношения в системе обязательного пенсионного страхования, а также определяет правовое положение субъектов обязательного пенсионного страхования, основания для возникновения и порядок осуществления их прав и обязанностей, ответственность субъектов обязательного пенсионного страхования.
В соответствии со статьей 3 Закона N 167-ФЗ страховые взносы на обязательное пенсионное страхование - это индивидуально возмездные обязательные платежи, которые уплачиваются в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенной на его индивидуальном лицевом счете.
Согласно определениям Конституционного Суда Российской Федерации от 05.02.2004 N 28-О и 30-О отличительные признаки налогов и страховых взносов обусловливают их разное целевое предназначение и различную социально-правовую природу и не позволяют рассматривать страховой взнос на обязательное пенсионное страхование как налоговый платеж.
Таким образом, нарушение страхователем срока представления расчета по авансовым платежам по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, установленного пунктом 2 статьи 24 Закона N 167-ФЗ, то есть специальным законом, регулирующим отношения в области обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, не может рассматриваться как налоговое правонарушение, а страхователь - как субъект ответственности, установленной в налоговом законодательстве.
Пунктом 1 статьи 126 НК РФ именно для налогоплательщика установлена ответственность (штраф в размере 50 руб.) за совершение налогового правонарушения - непредставление в установленный срок в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации и иными актами законодательства о налогах и сборах.
Применение данной нормы Кодекса к страхователям за нарушение срока представления расчета по авансовым платежам по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование приводит к ее расширительному толкованию, что недопустимо.
Тот факт, что в силу части третьей статьи 2 и статьи 25 Закона 167-ФЗ на налоговые органы возложены обязанности по контролю за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, сам по себе не свидетельствует о возможности применения налоговой ответственности к страхователям за нарушение законодательства об обязательном пенсионном страховании.
Таким образом, суд первой инстанции сделал правильный вывод об отсутствии у налогового органа оснований для применения к Обществу за допущенное им нарушение ответственности, установленной пунктом 1 статьи 126 НК РФ.
Учитывая изложенное, руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 12.10.2005 по делу N А13-10443/2005-07 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Вологодской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.А. Михайловская |
Л.И. Кочерова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 7 марта 2006 г. N А13-10443/2005-07
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника