Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 22 февраля 2006 г. N А42-1008/2005-25
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Малышевой Н.Н., судей Бухарцева С.Н., Кочеровой Л.И., при участии в судебном заседании от администрации закрытого административно-территориального образования города Североморск Инзарцева Н.А. (доверенность от 22.12.2005),
рассмотрев 21.02.2006 в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации закрытого административно-территариального образования города Североморск на решение Арбитражного суда Мурманской области от 14.07.2005 (судья Востряков К.А.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.11.2005 (судьи Згурская М.Л., Зайцева Е.К., Масенкова И.В.) по делу N А42-1008/2005-25,
установил:
Администрация закрытого административно-территориального образования города Североморск (далее - Администрация) обратилась в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании недействительными решения Мурманского территориального фонда обязательного медицинского страхования (далее - Фонд) от 14.12.2004 N 24 и требования Фонда от 21.12.2004 N 24 об уплате страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения (с учетом уточнения требований в порядке, предусмотренном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением суда от 14.07.2005 заявление Администрации частично удовлетворено. Оспариваемые решение и требование Фонда признаны недействительными в части начисления пеней в размере, превышающем 76 273 руб. В удовлетворении остальной части требований отказано.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.11.2005 решение суда первой инстанции от 14.07.2005 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Администрация, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, просит отменить судебные акты и полностью удовлетворить заявленные требования. По мнению подателя жалобы, законодательством Мурманской области, регулировавшим в 2003 году отношения между страхователями неработающего населения и медицинским территориальным фондом обязательного медицинского страхования, не предусматривалась уплата страховых взносов из расчета сумм, установленных в законе о бюджете этого фонда. Администрация считает необоснованным возложение на нее обязанности по уплате страховых взносов в суммах, превышающих расходы, предусмотренные на эти цели местными бюджетами. Податель жалобы также указывает на то, что Закон Мурманской области от 25.02.2003 N 383-01-ЗМО "О бюджете Мурманского территориального фонда обязательного медицинского страхования на 2003 год" (далее - Закон Мурманской области N 383-01-ЗМО), которым определены суммы страховых взносов на неработающее население для закрытого административно-территориального образования города Североморск, принят в течение финансового года, после принятия городским советом депутатов бюджета города Североморск.
Кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей Фонда, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания.
В судебном заседании представитель Администрации поддержал доводы кассационной жалобы.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, Фонд провел выездную проверку своевременности и полноты перечисления Администрацией страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения в период с 01.04.2003 по 31.12.2003, о чем составлен акт от 03.11.2004 N 24. В ходе проверки установлено, что в апреле-декабре 2003 года плательщик перечислил 21 757 144 руб. страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения.
Вместе с тем в 2003 году Законом Мурманской области N 383-01-ЗМО сумма страховых взносов, необходимая для обеспечения Территориальной программы государственных гарантий оказания населению Мурманской области бесплатной медицинской помощи в части Территориальной программы обязательного медицинского страхования, установлена для Администрации в апреле-декабре 2003 года и составляет 24 628 590 руб.
В связи с неполным перечислением страховых взносов на обязательное медицинское страхование Фонд в решении от 14.12.2004 N 24 предложил заявителю уплатить 2 871 446 руб. недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование неработающего населения и 80 833 руб. пеней за их несвоевременную уплату.
На основании решения от 14.12.2004 N 24 Администрации направлено требование от 21.12.2004 N 24 об уплате сумм страховых взносов и пеней.
Администрация решение Фонда от 14.12.2004 N 24 и требование от 21.12.2004 N 24 обжаловала в арбитражный суд.
В обоснование заявленных требований Администрация ссылается на то, что ею в полном объеме перечислены взносы на обязательное медицинское страхование неработающего населения в пределах сумм, предусмотренных в бюджете закрытого административно-территориального образования города Североморск на 2003 год. По мнению плательщика в федеральном законодательстве не указано, что взносы должны перечисляться в размере, утвержденном законами о бюджетах территориальных Фондов.
Суды первой и апелляционной инстанций признали такой вывод Администрации ошибочным. Частично отказывая в удовлетворении заявления плательщика, суды исходили из того, что суммы страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения, предусмотренные в законах о бюджете Фонда на соответствующий год, напрямую зависят от стоимости Территориальной программы обязательного медицинского страхования и должны обеспечивать ее выполнение. Обеспечение названной программы возможно только в той сумме, которая заложена в законах Мурманской области о бюджетах Фонда. При рассмотрении дела в суде первой инстанции Фонд признал неправомерным начисление пеней в сумме, превышающей 76 273 руб., что принято судом на основании статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Суд кассационной инстанции, исследовав материалы дела, проверив доводы жалобы, заслушав в судебном заседании представителей участвующих в деле лиц, считает, что обжалуемые судебные акты не подлежат отмене.
Согласно статье 2 Закона Российской Федерации от 28.06.1991 N 1499-1 "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 1499-1) страхователями при обязательном медицинском страховании для неработающего населения являются Советы Министров республик в составе Российской Федерации, органы государственного управления краев, областей, автономных округов и автономных областей, местная администрация.
В соответствии со статьей 17 Закона N 1499-1 местная администрация осуществляет платежи на обязательное медицинское страхование неработающего населения за счет средств, предусматриваемых в бюджетах при их формировании на соответствующие годы с учетом индексации цен. При недостатке средств местного бюджета страховые взносы дотируются за счет соответствующих бюджетов в порядке, установленном Советом Министров Российской Федерации.
Страховые взносы на обязательное медицинское страхование неработающего населения в территориальные фонды обязательного медицинского страхования согласно статье 19 Закона Российской Федерации от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" уплачиваются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в соответствии с Положением о порядке уплаты страховых взносов в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, утвержденным постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24.02.1993 N 4543-1 "О порядке финансирования обязательного медицинского страхования граждан на 1993 год" (далее - Положение).
В силу пункта 3 Положения платежи на обязательное медицинское страхование неработающего населения производятся органами исполнительной власти с учетом территориальных программ обязательного медицинского страхования в пределах средств, предусмотренных в соответствующих бюджетах на здравоохранение.
Аналогичная норма содержится и в пункте 2 Инструкции о порядке взимания и учета страховых взносов (платежей) на обязательное медицинское страхование, утвержденной постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 11.10.1993 N 1018 "О мерах по выполнению Закона Российской Федерации "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О медицинском страховании граждан в РСФСР". Согласно Инструкции платежи на обязательное медицинское страхование неработающего населения (детей, учащихся и студентов дневной формы обучения, пенсионеров, зарегистрированных в установленном порядке безработных и других категорий) производятся органами исполнительной власти с учетом территориальных программ обязательного медицинского страхования в пределах средств, предусмотренных в соответствующих бюджетах на здравоохранение.
В пункте 5 Временного порядка финансового взаимодействия и расходования средств в системе обязательного медицинского страхования граждан, утвержденного Федеральным фондом обязательного медицинского страхования от 05.04.2001 N 1518/21-1 по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации и Министерством здравоохранения Российской Федерации, также указано, что органы местного самоуправления должны перечислять средства на обязательное медицинское страхование неработающего населения в объемах, гарантирующих предоставление медицинских услуг указанной категории граждан в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования. В случае недостаточности указанных средств при формировании бюджетов территорий на предстоящий финансовый год предусматривается целевая дотация из бюджета вышестоящих органов исполнительной власти.
В соответствии с пунктами 4 и 7 статьи 8 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 N 5487-1 в компетенцию органов местного самоуправления входит формирование собственного бюджета в части расходов на здравоохранение и осуществление мер по обязательному медицинскому страхованию.
Согласно статье 22 Закона N 1499-1 базовую программу обязательного медицинского страхования разрабатывает Министерство здравоохранения Российской Федерации и утверждает Совет Министров Российской Федерации.
Базовая программа обязательного медицинского страхования утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 11.09.98 N 1096 "Об утверждении программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи".
На основе базовой программы в соответствии со статьей 22 Закона N 1499-1 и постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 11.10.1993 N 1018 "О мерах по выполнению Закона Российской Федерации "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О медицинском страховании граждан в РСФСР" органы государственного управления, в том числе областей, утверждают территориальные программы обязательного медицинского страхования. Объем и условия оказания медицинской помощи по территориальной программе не могут быть ниже установленных в базовой программе.
Законом Мурманской области от 27.12.1999 N 174-01-ЗМО "О порядке обязательного медицинского страхования неработающего населения Мурманской области" (далее - Закон N 174-01-ЗМО) предусмотрено, что финансовые средства (платежи) на обязательное медицинское страхование неработающего населения Мурманской области определяются исходя из объемов бесплатной медицинской помощи и стоимости территориальной программы обязательного медицинского страхования, являющейся составной частью территориальной программы государственных гарантий оказания населению Мурманской области бесплатной медицинской помощи. Сумма страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения ежегодно утверждается Законом Мурманской области о бюджете Фонда на очередной финансовый год по каждому муниципальному образованию и указывается в разделе "Здравоохранение" функциональной классификации расходов местных бюджетов. Размер страхового взноса на обязательное медицинское страхование одного неработающего человека в месяц ежегодно формируется и утверждается Правительством Мурманской области до принятия законов об областном бюджете и бюджете Фонда на очередной финансовый год. Численность неработающего населения Мурманской области устанавливается один раз в год по согласованию Фонда со страхователями при подготовке проектов законов Мурманской области об областном бюджете и бюджете Фонда на очередной финансовый год.
Объем финансирования при принятии территориальной программы определяется исходя из среднесписочной численности населения на очередной год и утвержденного на этот же год в установленном порядке размера страхового взноса на обязательное медицинское страхование одного неработающего человека в месяц.
Как установлено судами, Законом Мурманской области N 383-01-ЗМО сумма страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения для закрытого административно-территориального образования города Североморск на 2003 год утверждена в размере 38 838 120 руб., а Администрацией фактически перечислены в территориальный фонд обязательного медицинского страхования 21 757 144 руб.
Суды надлежащим образом оценили доводы заявителя о том, что суммы страховых взносов, предусмотренные Законом Мурманской области, больше сумм взносов, определенных в бюджете закрытого административно-территориального образования города Североморск.
Действительно, суды установили, что суммы страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения предусмотрены в бюджете закрытого административно-территориального образования города Североморск в меньшем размере, чем требовалось для исполнения Территориальной программы обязательного медицинского страхования.
В жалобе Администрация не опровергает выводы судов о том, что муниципальным заказом на оказание бесплатной медицинской помощи жителям закрытого административно-территориального образования города Североморск на 2003 год определены обязательства муниципального образования по предоставлению населению медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования и объем финансовых ресурсов, необходимый для ее оказания. При этом объемы оказанной жителям города Североморск медицинской помощи не изменялись и предоставлялись полностью.
Суды отметили, что суммы страховых взносов, предусматриваемые в бюджетах муниципальных образований на обязательное медицинское страхование неработающего населения, должны обеспечивать выполнение территориальной программы обязательного медицинского страхования.
Таким образом, правильным является вывод судебных инстанций о том, что Фонд обоснованно в решении от 14.12.2004 N 24 и в требовании от 21.12.2004 N 24 предложил Администрации уплатить недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование неработающего населения и пени.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции считает обжалуемые судебные акты законными и не находит оснований для их отмены.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 14.07.2005 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.11.2005 по делу N А42-1008/2005-25 оставить без изменения, а кассационную жалобу администрации закрытого административно-территориального образования города Североморск - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.Н. Малышева |
Л.И. Кочерова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 22 февраля 2006 г. N А42-1008/2005-25
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника