Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 6 марта 2006 г. N А56-12587/2005
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 25 января 2006 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Асмыковича А.В., судей Морозовой Н.А., Никитушкиной Л.Л.,
при участии Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России по крупнейшим налогоплательщикам по Санкт-Петербургу Рыжих Я.Н. (доверенность от 20.07.2005 N 03-09/Д64),
рассмотрев 02.03.2006 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России по крупнейшим налогоплательщикам по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 01.08.2005 (судья Бурматова Г.Е.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.10.2005 (судьи Герасимова М.М., Ларина Т.С., Марченко Л.Н.) по делу N А56-12587/2005,
установил:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России по крупнейшим налогоплательщикам по Санкт-Петербургу (далее - Инспекция) обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о взыскании с федерального государственного унитарного предприятия "Кронштадский морской завод" (далее - Предприятие) 3 318 руб. штрафа на основании пункта 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Решением суда первой инстанции от 01.08.2005, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 31.10.2005, требования Инспекции удовлетворены в части взыскания 2 693 руб. 80 коп. В остальной части в удовлетворении заявленных требований Инспекции отказано.
В кассационной жалобе Инспекция просит отменить решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда в части отказа в удовлетворении требований, ссылаясь на неправильное применение судами положений статей 4-6 Федерального закона от 06.05.98 N 71-ФЗ "О плате за пользование водными объектами" (далее - Закон N 71-ФЗ).
В судебном заседании представитель Инспекции поддержал доводы жалобы.
Предприятие о месте и времени рассмотрения дела извещено надлежащим образом, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке, и суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов дела, Предприятие представило в Инспекцию налоговую декларацию по налогу на пользование водными объектами за ноябрь 2004 года, в соответствии с которой применило пятикратную ставку налога, предусмотренную пунктом 6 статьи 4 Закона N 71-ФЗ за безлицензионный забор воды в отношении 31 205 куб. м воды сверх установленного лимита.
В ходе камеральной проверки представленной декларации Инспекция установила, что при расчете платы за водопользование Предприятие не применило предусмотренную для случаев сверхлимитного водопользования пятикратную ставку платы (пункт 5 статьи 4 Закона N 71-ФЗ).
Указанное обстоятельство послужило основанием для принятия Инспекцией решения от 10.02.2005 N 14-31/75, которым Предприятие привлечено к установленной пунктом 1 статьи 122 НК РФ ответственности в виде взыскания 3 318 руб. штрафа. Этим же решением заявителю начислено 16 590 руб. платы за пользование водными объектами при сбросе вод сверх установленного лимита, а также 370 руб. 98 коп. пеней за просрочку внесения этой платы в бюджет.
На основании названного решения Инспекция выставила Предприятию требование от 22.02.2005 N 0508000498 об уплате налоговых санкций.
В связи с неисполнением требования в добровольном порядке налоговый орган обратился в арбитражный суд.
Судебные инстанции, удовлетворяя в части требования Инспекции, указали на то, что налоговый орган неправомерно применил пятикратную ставку за сверхлимитное водопользование, поскольку это привело бы к десятикратному увеличению платы за пользование водными объектами.
Суд кассационной инстанции, рассмотрев доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судебными инстанциями норм материального и процессуального права, считает, что суды правомерно исходили из следующего.
В соответствии с пунктом 5 статьи 4 Закона N 71-ФЗ, которой определены ставки платы за пользование водными объектами, при заборе или сбросе воды сверх лимитов (месячных или годовых) ставки платы для плательщика в части такого превышения увеличиваются в пять раз по сравнению со ставками платы, установленными пунктом 1 этой статьи.
Согласно пункту 6 статьи 4 Закона N 71-ФЗ при пользовании водными объектами без соответствующей лицензии (разрешения) ставки платы увеличиваются в пять раз по сравнению со ставками платы, обычно устанавливаемыми в отношении такого пользования на основании лицензии (разрешения).
Из приведенных норм следует, что повышенная ставка при заборе или сбросе воды сверх установленных лимитов применяется в том случае, если субъект водопользования осуществляет его на основании лицензии.
Как видно из материалов дела, Предприятие в ноябре 2004 года использовало 165 900 куб. м воды, в том числе 31 205 куб. м сверх установленного лимита.
При этом лицензия на водопользование, предусмотренная статьей 46 Водного кодекса Российской Федерации у налогоплательщика отсутствовала.
Таким образом, в соответствии с пунктом 6 статьи 4 Закона N 71-ФЗ в отношении безлицензионного объема воды подлежала применению пятикратная ставка налога, то есть уплате подлежали 16 590 руб. налога (165 900 х 20 х 5).
Поскольку Предприятие применило пятикратную ставку только к 31 205 куб. м, судебные инстанции правомерно признали обоснованным начисление Инспекцией 2 693 руб. 80 коп. штрафа.
Одновременное применение к 31 205 куб. м пятикратной ставки налога на основании пунктов 5 и 6 статьи 4 Закона N 71-ФЗ невозможно, так как это привело бы к увеличению ставки в десять раз.
Данный вывод подтверждается также письмом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 27.02.2001 N ВТ-6-04/168@, согласно которому "при неполучении налогоплательщиком лицензии на водопользование в установленные сроки по их истечении взимание платы за пользование водными объектами производится по ставкам, установленным законодательным (представительным) органом субъекта Российской Федерации, увеличенным в пять раз независимо от объемов водопользования. Дополнительные платежи за сверхлимитное водопользование в данном случае не производятся".
Таким образом, судебные акты являются законными и обоснованными. Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 01.08.2005 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.10.2005 по делу N А56-12587/2005 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России по крупнейшим налогоплательщикам по Санкт-Петербургу - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.В. Асмыкович |
Л.Л. Никитушкина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 6 марта 2006 г. N А56-12587/2005
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника