Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 2 марта 2006 г. N А26-8951/2005-17
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Малышевой Н.Н., судей Бухарцева С.Н., Хохлова Д.В.,
рассмотрев 28.02.06 в открытом судебном заседании кассационную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Сегежа Республики Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 07.11.05 по делу N А26-8951/2005-17 (судья Тойвонен И.Ю.),
установил:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Сегежа Республики Карелия (далее - Управление фонда) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о взыскании с предпринимателя Петровой Ирины Ивановны недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2004 год: 674 руб. на страховую часть пенсии и 337 руб. на накопительную часть пенсии, а также 21 руб. 57 коп. и 10 руб. 78 коп. пеней соответственно.
Решением суда от 07.11.05 заявленные Управлением фонда требования частично удовлетворены: с предпринимателя Петровой И.И. взыскано 674 руб. недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и 21 руб. 57 коп. пеней. В удовлетворении остальной части требований отказано.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Управление фонда, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, просит отменить решение суда в части отказа во взыскании с предпринимателя 337 руб. недоимки и 10 руб. 78 коп. пеней и удовлетворить заявление в указанной части.
Кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Законность судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, являясь страхователем по обязательному пенсионному страхованию в соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.01 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ), предприниматель Петрова И.И. в силу пункта 2 статьи 14 этого Закона обязана своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации.
У предпринимателя имелась задолженность по уплате страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в виде фиксированного платежа за 2004 год. Управление фонда направило в адрес Петровой И.И. требование от 21.03.05 N 575 об уплате 1 011 руб. недоимки по страховым взносам и 32 руб. 35 коп. пеней.
Неуплата предпринимателем в добровольном порядке сумм задолженности и пеней в срок, указанный в требовании, послужила основанием для принятия решения от 16.05.05 N 494 и обращения Управления фонда в арбитражный суд с заявлением об их взыскании.
Суд взыскал с Петровой И.И. 674 руб. задолженности по страховым взносам в виде фиксированного платежа на финансирование страховой части пенсии за 2004 год и 21 руб. 57 коп. пеней, в удовлетворении остальной части требований отказал.
Кассационная инстанция считает, что суд правомерно отказал Управлению фонда во взыскании с предпринимателя 337 руб. страховых взносов, направляемых на финансирование накопительной части трудовой пенсии, и 10 руб. 78 коп. пеней, по следующим основаниям.
Согласно пунктам 1 - 3 статьи 28 Закона N 167-ФЗ индивидуальные предприниматели уплачивают страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в виде фиксированного платежа. Названными статьями установлен минимальный размер страховых взносов, обязательный для уплаты, - 150 руб. в месяц, из них 100 руб. направляются на финансирование страховой части трудовой пенсии, а 50 руб. - на финансирование накопительной части трудовой пенсии.
По смыслу названной нормы следует, что фиксированный платеж на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии должен уплачиваться всеми без исключения индивидуальными предпринимателями.
Между тем Конституционный Суд Российской Федерации в определениях от 12.04.05 N 164-О, 165-О и от 12.05.05 N 182-О, 183-О указал, что конституционно-правовой смысл этих положений не может быть выявлен без учета их взаимосвязи с иными положениями Закона N 167-ФЗ и места в системе действующего пенсионного законодательства.
Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" определены виды трудовых пенсий, их структура, условия назначения (статьи 5, 7-9, 27, 28) и предусмотрено, что установление застрахованному лицу накопительной части трудовой пенсии осуществляется при наличии средств, учтенных в специальной части его индивидуального лицевого счета (пункт 3 статьи 6). Такие средства формируются за счет поступивших страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии и дохода, полученного от их инвестирования. При этом возникновение у застрахованного лица права на получение накопительной части трудовой пенсии законодатель связывает и с достижением им общеустановленного пенсионного возраста, за исключением случаев, указанных в пункте 5 статьи 8 названного Федерального закона.
Правила, в соответствии с которыми при назначении застрахованному лицу трудовой пенсии определяется размер ее накопительной части, установлены статьями 14 и 15 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
В силу статей 22 и 33 Закона N 167-ФЗ страхователи, производящие выплаты физическим лицам, не должны уплачивать страховые взносы по установленным данными статьями тарифам на финансирование накопительной части трудовой пенсии за лиц определенной возрастной группы, а именно 1966 года рождения и старше (в 2002 - 2004 годах страховые взносы на финансирование накопительной части трудовой пенсии не подлежали уплате за мужчин 1952 года рождения и старше и женщин 1956 года рождения и старше), то есть эти лица не приобретают право на накопительную часть трудовой пенсии.
Следовательно, нормативные положения пунктов 1-3 статьи 28 Закона N 167-ФЗ, рассматриваемые в системной связи с положениями статей 22 и 33 этого Закона, а также пункта 3 статьи 6, статьи 7, пункта 5 статьи 8, пункта 9 статьи 14 и пунктов 5 и 6 статьи 15 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", не могут истолковываться как возлагающие на всех индивидуальных предпринимателей - независимо от того, к какой возрастной группе они относятся, - обязанность уплачивать направляемую на финансирование накопительной части трудовой пенсии часть страхового взноса в виде фиксированного платежа.
Таким образом, индивидуальные предприниматели 1966 года рождения и старше (а в 2002 - 2004 годах - мужчины 1952 года рождения и старше и женщины 1956 года рождения и старше) для приобретения пенсионных прав должны уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в виде фиксированного платежа в размере, установленном статьей 28 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", лишь в части, направляемой на финансирование страховой части трудовой пенсии.
Конституционно-правовой смысл пунктов 1 - 3 статьи 28 Закона N 167-ФЗ, выявленный в определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 12.04.05 N 164-О, 165-О и от 12.05.05 N 182-О, 183-О, в силу статьи 6 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" является общеобязательным и исключает любое иное их истолкование в правоприменительной практике.
При таких обстоятельствах предприниматель Петрова И.И., 1956 года рождения, должна уплатить в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации страховые взносы в виде фиксированного платежа за 2004 год в сумме 674 руб., то есть сумму страховых взносов, направляемую на финансирование только страховой части трудовой пенсии.
Следовательно, решение суда в части отказа Управлению фонда во взыскании 337 руб. страховых взносов, направляемых на финансирование накопительной части трудовой пенсии, и соответствующих пеней правомерно.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 07.11.05 по делу N А26-8951/2005-17 оставить без изменения, а кассационную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Сегежа Республики Карелия - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.Н. Малышева |
Д.В. Хохлов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 2 марта 2006 г. N А26-8951/2005-17
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника