Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 26 февраля 2006 г. N А42-2027/2005-23
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Абакумовой И.Д., судей Троицкой Н.В., Шевченко А.В.,
при участии от УЖКХ города Кандалакши Роговой Е.О. (доверенность от 10.01.2006), от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Мурманской области Абильдиной Л.Л. (доверенность от 12.01.2006),
рассмотрев 22.02.2006 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Мурманской области на решение Арбитражного суда Мурманской области от 23.06.2005 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.11.2005 по делу N А42-2027/2005-23,
установил:
Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города Кандалакша (далее - Управление, УЖКХ) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Мурманской области (далее - налоговая инспекция) от 25.02.2005 N 143.
Решением Арбитражного суда Мурманской области от 23.06.2005 заявленное требование удовлетворено.
Постановлением апелляционного суда от 09.11.2005 решение суда первой оставлено без изменения.
В кассационной жалобе налоговая инспекция, ссылаясь на нарушение судом норм материального права и несоответствие выводов суда материалам дела, просит судебные акты отменить. Как указывает податель жалобы, УЖКХ в проверенном периоде занизило налоговую базу по налогу на добавленную стоимость, неправомерно применив льготу, предусмотренную подпунктом 10 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в отношении выручки, полученной от оказания услуг по техническому обслуживанию и ремонту жилых помещений. Учитывая положения статей 38, 39, 146 и 149 НК РФ, статей 35, 671 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статьи 2 Закона Российской Федерации от 24.12.1992 N 4218-1 "Об основах федеральной жилищной политики" (далее - Закон N 4218-1), налоговая инспекция, считает, что данный вид услуг подлежит обложению налогом на добавленную стоимость в общем порядке.
В судебном заседании представитель налоговой инспекции поддержал доводы кассационной жалобы, а представитель Управления возражал против ее удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, налоговая инспекция провела выездную налоговую проверку УЖКХ по вопросу правильности исчисления, полноты и своевременности перечисления в бюджет налога на добавленную стоимость за период с 01.01.2001 по 31.12.2003, о чем составила акт от 25.01.2005 N 2-дсп. налоговый орган установил занижение налоговой базы по данному налогу в результате неправомерного невключения в налогооблагаемую базу выручки, полученной от реализации населению услуг по содержанию и эксплуатации жилого фонда, содержание, обслуживание и ремонт инженерной инфраструктуры жилого фонда и объектов коммунального хозяйства.
Рассмотрев материалы проверки и представленные предприятием возражения, налоговая инспекция вынесла решение от 25.02.2005 N 143, которым привлекла налогоплательщика к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ в виде взыскания 696190 руб. штрафа, предложила уплатить 3 996 451 руб. налога на добавленную стоимость и 274 071 руб. пеней.
Управление с решением налоговой инспекции не согласилось и обжаловало его в арбитражный суд.
Суды установили, что Управление аккумулирует средства населения и осуществляет их перечисление предприятиям коммунального хозяйства, которые и оказывают услуги по эксплуатации и ремонту объектов жилого фонда. Поэтому, у налоговой инспекции не было оснований для доначисления налога на добавленную стоимость.
Проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции установил следующее.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 146 НК РФ реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации является (признается) объектом обложения налогом на добавленную стоимость. Реализацией товаров, работ, услуг организацией признается передача на возмездной основе результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу (статья 39 НК РФ).
В соответствии с подпунктом 10 пункта 2 статьи 149 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации услуг по предоставлению в пользование жилых помещений в жилищном фонде всех форм собственности.
Вместе с тем при применении указанной правовой нормы к рассматриваемым правоотношениям сторон необходимо учитывать, что налог на добавленную стоимость доначислен предприятию за 2002 - 2004 годы, а согласно Федеральному закону от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" подпункт 10 пункта 2 статьи 149 НК РФ вводится в действие с 1 января 2004 года.
До 1 января 2004 года в силу статьи 27 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ освобождается от налогообложения налогом на добавленную стоимость реализация на территории Российской Федерации услуг по предоставлению в пользование жилых помещений в жилищном фонде всех форм собственности, услуг по обеспечению технического и санитарного состояния в домах жилищно-строительных кооперативов, а также услуг по предоставлению жилья в общежитиях (за исключением использования жилья в гостиничных целях и предоставления в аренду).
Таким образом, от налога на добавленную стоимость освобождается плата, взимаемая собственниками или уполномоченными ими лицами за предоставленные в пользование жилые помещения, а также услуги по техническому обслуживанию, текущему и капитальному ремонту, санитарному содержанию, управлению эксплуатацией домохозяйства, осуществляемые за счет целевых расходов в домах жилищно-строительных кооперативов.
Статьями 50 и 51 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что пользование жилыми помещениями в домах государственного и общественного жилищного фонда осуществляется в соответствии с договором найма жилого помещения.
По договору найма одна сторона - собственник жилого помещения или управомоченное им лицо (наймодатель) - обязуется предоставить другой стороне (нанимателю) жилое помещение за плату во владение и пользование для проживания в нем (пункт 1 статьи 671 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Договор найма жилого помещения в домах государственного и общественного жилищного фонда заключается в письменной форме на основании ордера на жилое помещение между наймодателем - жилищно-эксплуатационной организацией (а при ее отсутствии - соответствующими предприятием, учреждением, организацией) и нанимателем - гражданином, на имя которого выдан ордер.
В соответствии со статьей 1 Закон N 4218-1 под договором найма понимается соглашение, по которому наймодатель предоставляет в пользование нанимателю и членам его семьи пригодное для постоянного проживания жилое помещение, как правило, в виде отдельной квартиры, а наниматель обязуется использовать это жилое помещение по назначению, своевременно вносить плату за пользование им и за коммунальные услуги.
Согласно Правилам пользования жилыми помещениями, содержания жилого дома и придомовой территории, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 25.09.1985 N 415, наниматель обязан своевременно вносить квартирную плату и плату за коммунальные услуги (водоснабжение, газ, электрическую и тепловую энергию и другие услуги) по утвержденным в установленном порядке тарифам (подпункт "д" пункта 9), а наймодатель обязан в соответствии с правилами и нормами эксплуатации и ремонта жилищного фонда: систематически производить осмотр жилых домов и жилых помещений, профилактическое обслуживание санитарно-технического и иного оборудования, находящегося в них, а также осмотр объектов благоустройства придомовых территорий; своевременно производить капитальный и текущий ремонт жилых домов, обеспечивать бесперебойную работу санитарно-технического и иного оборудования, находящегося в них; обеспечивать надлежащее содержание подъездов, вестибюлей, тамбуров, лестничных клеток, кабин лифтов и других мест общего пользования жилых домов;своевременно производить подготовку жилых домов, санитарно-технического и иного оборудования, находящегося в них, к эксплуатации в зимних условиях (пункт 16).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.1999 N 887 (в редакции от 21.01.2003) предусмотрена структура платежей граждан (кроме собственников частных домовладений), проживающих в домах, относящихся к жилищному фонду, независимо от формы собственности, включающая плату:
за содержание и текущий ремонт жилищного фонда;
за капитальный ремонт жилищного фонда;
за наем жилья (для нанимателей жилья).
Кроме того, граждане, проживающие в домах, относящихся к жилищному фонду, независимо от формы собственности, оплачивают коммунальные услуги (водоснабжение, водоотведение, теплоснабжение, горячее водоснабжение, газоснабжение, электроснабжение, вывоз бытовых отходов, обслуживание лифтового хозяйства и др.).
С учетом положений вышеперечисленных норм, подпунктом 10 пункта 2 статьи 149 НК РФ от налогообложения налогом на добавленную стоимость освобождается выручка, полученная от оказания услуг непосредственно по предоставлению в пользование жилых помещений в жилищном фонде всех форм собственности, которая представляет собой плату за наем жилого помещения.
Оплата остальных услуг, оказываемых жилищно-эксплуатационными организациями как нанимателям, так и собственникам жилых помещений, в том числе и по техническому обслуживанию жилого дома, подлежит обложению налогом на добавленную стоимость в общем порядке.
Однако, в данном случае УЖКХ создано в качестве юридического лица и структурного подразделения администрации города Кандалакши.
Согласно Положению о УЖКХ, утвержденному постановлением главы муниципального образования города Кандалакши от 30.01.2004 N 79, Управление является структурным подразделением администрации района города Кандалакши и создано для решения задач, стоящих перед местным самоуправлением в области жилищно-коммунального хозяйства и коммунального обслуживания населения, в связи с чем ему передан в оперативное управление муниципальный жилой фонд.
Управление в отношении этих объектов выполняет функции заказчика, формирует муниципальный заказ на выполнение работ по содержанию, техническому обслуживанию, текущему и капитальному ремонту жилищного фонда, объектов благоустройства, инженерной инфраструктуры. Аккумулирует средства населения в виде оплаты жилищно-коммунальных услуг, осуществляет перечисление предприятиям коммунального хозяйства причитающихся им средств по договорам на содержание и ремонт жилого фонда.
В соответствии со статьей 39 НК РФ реализацией услуг признается возмездное (безвозмездное) оказание услуг одним лицом другому лицу.
Пункт 2 статьи 153 Кодекса предусматривает формирование налоговой базы по налогу на добавленную стоимость с учетом выручки от реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг) исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате товаров (работ, услуг).
Полученные Управлением средства от населения в виде платы за содержание и ремонт жилого фонда не учитываются при формировании налоговой базы по налогу на добавленную стоимость, поскольку такие услуги оказывались не Управлением, а иными организациями, указанными в приложениях N N 2, 3, 4 к акту выездной налоговой проверки.
Следовательно, получение указанных сумм не может быть включено в объект налогообложения НДС.
Таким образом, судебные инстанции правомерно признали недействительным решение налоговой инспекции. Оснований для отмены судебных актов не имеется.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 23.06.2005 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.11.2005 по делу N А42-2027/2005-23 оставить без изменений, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Мурманской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.Д. Абакумова |
А.В. Шевченко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 26 февраля 2006 г. N А42-2027/2005-23
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника