Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 15 марта 2006 г. N А42-3384/2005
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Боглачевой Е.В., судей Морозовой Н.А., Пастуховой М.В.,
рассмотрев 15.03.06 в открытом судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Калашника И.Ю. на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.12.05 по делу N А42-3384/2005 (судьи Фокина Е.А., Лопато И.Б., Савицкая И.Г.),
установил:
Индивидуальный предприниматель Калашник Игорь Юрьевич обратился в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Мурманску (далее - Инспекция) от 28.02.05 N 17/3.
Решением суда первой инстанции от 17.08.05 заявление предпринимателя удовлетворено.
Постановлением апелляционного суда от 15.12.05 решение суда первой инстанции от 17.08.05 изменено, в удовлетворении заявления Калашника И.Ю. о признании недействительным решения Инспекции от 28.02.05 N 17/3 в части доначисления 154 126 руб. налога на добавленную стоимость (далее - НДС) за декабрь 2004 года и 2 404 руб. 37 коп. пеней отказано. В остальной части решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе предприниматель просит отменить постановление от 15.12.05 и оставить в силе решение суда первой инстанции от 17.08.05, ссылаясь на неправильное применение апелляционным судом норм материального права - положений статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ). Податель жалобы считает, что при формальном наличии в счетах-фактурах всех необходимых реквизитов, перечисленных в статье 169 НК РФ, отсутствуют основания для признания неправомерным предъявления к вычету сумм НДС, уплаченных поставщикам. Следовательно, вывод апелляционного суда о нарушении требований пункта 5 статьи 169 НК РФ, по мнению предпринимателя, является ошибочным. Кроме того, Калашник И.Ю. считает, что Инспекция необоснованно возлагает на него ответственность за недобросовестные действия других налогоплательщиков.
Стороны о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, однако представители в суд не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке. Кассационная коллегия считает жалобу не подлежащей удовлетворению. Как видно из материалов дела, Калашник И.Ю. представил в Инспекцию декларацию по НДС за декабрь 2004 года, в которой указал 155 223 руб. НДС, исчисленного с выручки от реализации продукции, и заявил к вычету 154 955 руб. В ходе камеральной проверки декларации Инспекция установила, что в нарушение статьи 172 НК РФ предприниматель не подтвердил сумму заявленных налоговых вычетов, так как у него отсутствуют документы, свидетельствующие о наличии финансово-хозяйственных отношений с поставщиком товаров - открытым акционерным обществом "Парус" (далее - ОАО "Парус"), выставившим предпринимателю счета-фактуры от 04.10.04 N 299, от 01.11.04 N 373, от 01.12.04 N 402.
На основании результатов встречной проверки Инспекция установила, что ОАО "Парус" не зарегистрировано в Едином государственном реестре налогоплательщиков (ЕГРН) и не состоит на налоговом учете; идентификационный номер налогоплательщика (ИНН), указанный в выставленных ОАО "Парус" счетах-фактурах, никакому налогоплательщику не присваивался. Данные обстоятельства, по мнению налогового органа, свидетельствуют о том, что сделка совершена с фактически несуществующей организацией и счета-фактуры, содержащие недостоверные данные о продавце товара, не могут служить доказательством уплаты ему суммы НДС.
Решением от 28.02.05 N 17/3 Инспекция привлекла Калашника И.Ю. к ответственности в виде взыскания 30 825 руб. 20 коп. штрафа на основании пункта 1 статьи 122 НК РФ, доначислила 154 126 руб. НДС и 2 404 руб. 37 коп. пеней.
Налогоплательщик обжаловал решение Инспекции в арбитражный суд. Суд первой инстанции, удовлетворяя заявление предпринимателя, указал на то, что представленные налогоплательщиком для подтверждения 154 375 руб. 94 коп. налоговых вычетов счета-фактуры составлены в соответствии с требованиями статьи 169 НК РФ, а законодательством о налогах и сборах не предусмотрено возложение на налогоплательщика ответственности за недобросовестные действия других налогоплательщиков.
Апелляционный суд, изменяя решение суда первой инстанции, признал, что на основании спорных счетов-фактур предприниматель уплатил НДС "неопределенному лицу и не в налоговом режиме". Кроме того, суд указал, что в соответствии с пунктом 2 статьи 169 НК РФ счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного пунктом 5 статьи 169 НК РФ, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению. При этом суд сделал вывод об отсутствии вины предпринимателя в совершении налогового правонарушения, в связи с чем признал незаконным привлечение Калашника И.Ю. к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ.
Кассационная коллегия считает, что апелляционный суд правильно применил нормы материального права, а изложенные в постановлении выводы соответствуют фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Из содержания пункта 1 статьи 171 НК РФ следует, что налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в порядке, предусмотренном статьей 166 НК РФ, на установленные статьей 171 НК РФ налоговые вычеты. В силу пункта 2 статьи 171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в отношении товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с положениями статьи 146 НК РФ.
Согласно пункту 1 статьи 172 НК РФ налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 НК РФ, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении товаров (работ, услуг), и документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога. При этом вычетам подлежат только суммы налога, которые предъявлены налогоплательщику и уплачены им при приобретении товаров (работ, услуг), после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) и при наличии соответствующих первичных документов.
В пункте 1 статьи 169 НК РФ указано, что документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету или возмещению в порядке, предусмотренном главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации, является счет-фактура.
Перечень сведений, которые должны содержаться в счете-фактуре, приведен в пункте 5 статьи 169 НК РФ.
В силу пункта 2 статьи 169 НК РФ счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного пунктом 5 статьи 169 НК РФ, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению.
На основании материалов дела апелляционный суд установил, что представленные предпринимателем счета-фактуры оформлены с нарушением пункта 5 статьи 169 НК РФ: указанный в них идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) никакому юридическому лицу не присваивался; ОАО "Парус" не зарегистрировано в базе данных Единого государственного реестра налогоплательщиков (ЕГРН).
В соответствии с частью 2 статьи 51 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо считается созданным со дня внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц.
Согласно статье 1 Закона Российской Федерации от 08.08.01 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" государственная регистрация юридических лиц - акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.05.02 N 319 Министерство Российской Федерации по налогам и сборам уполномочено осуществлять с 01.07.02 государственную регистрацию юридических лиц.
Как следует из пункта 3 статьи 83 НК РФ, постановка на учет организации в налоговом органе по месту нахождения осуществляется на основании сведений, содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц.
Налоговый орган по месту нахождения юридического лица обязан осуществить его постановку на учет с присвоением идентификационного номера налогоплательщика (ИНН) и кода причины постановки на учет (КПП), внести сведения в Единый государственный реестр налогоплательщиков (ЕГРН) не позднее пяти рабочих дней со дня представления документов для государственной регистрации и выдать свидетельство о постановке на учет в налоговом органе одновременно со свидетельством о государственной регистрации юридического лица.
Согласно пункту 1 статьи 168 НК РФ право предъявить покупателю к оплате НДС в составе стоимости реализованного товара предоставлено только налогоплательщикам, к которым в силу статей 11 и 143 НК РФ относятся организации - юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации.
С учетом приведенных нормативных актов апелляционный суд сделал обоснованный вывод о том, что счета-фактуры, оформленные ОАО "Парус", не имеющим статуса юридического лица, не соответствуют требованиям статьи 169 НК РФ и не могут являться основанием для предъявления предпринимателем указанных в них сумм НДС к вычету.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 5 статьи 169 НК РФ идентификационные номера продавца и покупателя относятся к обязательным реквизитам, которые должны быть указаны в счетах-фактурах.
Пунктом 7 статьи 84 НК РФ предусмотрено, что каждому налогоплательщику присваивается единый по всем видам налогов и сборов и на всей территории Российской Федерации идентификационный номер налогоплательщика.
Каждый налогоплательщик указывает свой идентификационный номер в подаваемых в налоговый орган декларации, отчете, заявлении или ином документе, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством.
Присвоенный организации идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) не подлежит изменению и не может быть повторно присвоен другой организации или другому физическому лицу.
Следовательно, указание продавцом в счетах-фактурах ИНН, который по данным налогового органа не был присвоен ни одному налогоплательщику, свидетельствует о несоответствии этих документов требованиям пункта 5 статьи 169 НК РФ и влечет для налогоплательщика правовые последствия, предусмотренные пунктом 2 статьи 169 НК РФ.
Таким образом, апелляционный суд сделал правильный вывод о том, что оформленные с нарушением статьи 169 НК РФ счета-фактуры не могут являться основанием для включения предпринимателем в налоговые вычеты за декабрь 2004 года 154 376 руб. НДС.
При таких обстоятельствах кассационная коллегия считает постановление апелляционного суда от 15.12.05 законным и обоснованным, а жалобу Калашника И.Ю. не подлежащей удовлетворению.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.12.05 по делу N А42-3384/2005 оставить без изменения, а кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Калашника Игоря Юрьевича - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.В. Боглачева |
М.В. Пастухова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 15 марта 2006 г. N А42-3384/2005
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника