Об изменениях настоящего постановления см. определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 7 марта 2006 г.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 26 февраля 2006 г. N А56-14637/2005
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Абакумовой И.Д., судей Дмитриева В.В., Шевченко А.В.,
при участии от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Ленинградской области Щедрина С.В. (доверенность от 28.12.2005 N 16409),
рассмотрев 22.02.2006 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05.08.2005 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.11.2005, по делу N А56-14637/2005,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Скала" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Ленинградской области (далее - налоговая инспекция) от 29.03.2005 N 227 в части взыскания налога на добычу полезных ископаемых.
Решением суда от 05.08.2005 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением апелляционной инстанции от 18.11.2005 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе налоговая инспекция, ссылаясь на нарушение судом норм Федерального закона от 29.12.95 N 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" (далее - Закон N 222-ФЗ), Закона Российской Федерации от 21.02.92 N 2395-1 "О недрах", главы 26 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), просит отменить судебные акты, в удовлетворении заявления отказать.
По мнению подателя жалобы, заявитель должен уплачивать налог на добычу полезных ископаемых в 2002 году, независимо от того, что он применял упрощенную систему налогообложения.
Кассационная жалоба рассмотрена в отсутствии представителя общества, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства.
В судебном заседании представитель налоговой инспекции поддержал доводы кассационной жалобы.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, налоговая инспекция провела выездную налоговую проверку общества по вопросам соблюдения налогового законодательства за период с 01.01.2002 по 31.12.2003, о чем составила акт от 25.02.2005 N 47.
Рассмотрев материалы проверки и разногласия налогоплательщика по акту проверки, налоговая инспекция вынесла решение от 29.03.2005 N 227 о привлечении общества к ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ в виде взыскания 11 642,40 руб. штрафа за неуплату налога на добычу полезных ископаемых и по пункту 2 статьи 119 НК РФ за непредставление налоговых деклараций по этому налогу в виде 142 940 руб. штрафа. Этим же решением обществу предложено уплатить 58 212 руб. налога и 22 709,72 руб. пеней.
Основанием для вынесения решения в обжалуемой части послужило то обстоятельство, что с 01.01.2002 Налоговый кодекс Российской Федерации дополнен главой 26 "Налог на добычу полезных ископаемых", общество является его плательщиком, а Законом N 222-ФЗ не предусмотрено освобождение от уплаты этого налога организациям, применяющим упрощенную систему налогообложения.
Налогоплательщик не согласился с вынесенным решением и обжаловал его в арбитражный суд.
Суды первой и апелляционной инстанций, признавая недействительным решение налогового органа, указали, что в 2002 году у общества отсутствовала обязанность по уплате налога на добычу полезных ископаемых. При этом суды правомерно исходили из следующего.
Согласно статье 1 Закона N 222-ФЗ применение упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности организациями предусматривает замену уплаты совокупности установленных законодательством Российской Федерации федеральных, региональных и местных налогов и сборов уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организаций за отчетный период.
Для организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, сохраняется действующий порядок уплаты таможенных платежей, государственных пошлин, налога на приобретение автотранспортных средств, лицензионных сборов, единого социального налога.
Налог на добычу полезных ископаемых введен Федеральным законом от 08.08.2001 N 126-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства Российской Федерации" с 01.01.2002.
Однако, Федеральный закон от 29.12.95 N 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" признан утратившим силу только с 1 января 2003 года статьей 3 Федерального закона от 24.07.2002 N 104-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах" (далее - Закон N 104-ФЗ).
Таким образом, в 2002 году Закон N 222-ФЗ продолжал действовать и, исходя из текста статьи 1 этого Закона, общество не должно было уплачивать налог на добычу полезных ископаемых.
Глава 26.2 НК РФ "Об упрощенной системе налогообложения" введена Законом N 104-ФЗ с 01.01.2003 года. Действие главвы 26.2 НК РФ распространяется на правоотношения, возникшие, после вступления ее в законную силу, то есть с 01.01.2003.
Согласно статье 346.11 Главы 26.2 НК РФ применение упрощенной системы налогообложения организациями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций и единого социального налога. Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с настоящим Кодексом при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации.
Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, производят уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Иные налоги уплачиваются организациями, применяющими упрощенную систему налогообложения, в соответствии с законодательством о налогах и сборах.
Из анализа приведенных норм следует, что организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, уплачивают налог на добычу полезных ископаемых, начиная с 01.01.2003.
При указанных обстоятельствах, судебные акты вынесены с соблюдением норм материального и процессуального права. Оснований для их отмены нет.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05.08.2005 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.11.2005 по делу N А56-14637/2005 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Ленинградской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.Д. Абакумова |
А.В. Шевченко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 26 февраля 2006 г. N А56-14637/2005
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника