Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 14 марта 2006 г. N А05-2045/2005-9
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Пастуховой М.В., судей Блиновой Л.В., Боглачевой Е.В., при участии в судебном заседании от Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Северодвинску Архангельской области Воробьевой О.В. (доверенность от 20.02.2006 N 13-01/3741),
рассмотрев 14.03.2006 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Северодвинску Архангельской области на решение от 18.10.2005 (судья Меньшикова И.А.) и постановление апелляционной инстанции от 12.12.2005 (судьи Тряпицына Е.В., Лепеха А.П., Шашков А.Х.) Арбитражного суда Архангельской области по делу N А05-2045/2005-9,
установил:
Открытое акционерное общество "Северодвинский завод дорожных машин" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании недействительными решения Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Северодвинску Архангельской области (далее - Инспекция) от 20.01.2005 N 21/498 и требований об уплате налогов и налоговых санкций от 20. 01.2005 N 21/781 и N 21/782 в части доначисления налогов на имущество, на добавленную стоимость и на прибыль, соответствующих пеней и штрафов по этим налогам.
Решением суда от 18.10.2005 заявление Общества удовлетворено частично. Решение Инспекции от 20.01.2005 N 21/498, а также требования от 20.01.2005 N 21/781 и N 21/782 признаны недействительными в части начисления Обществу налога на имущество, соответствующих пеней и штрафа по эпизоду, связанному с имуществом мобилизационного назначения, а также в части начисления налога на добавленную стоимость по экспортной операции за октябрь 2003 года, соответствующих пеней и штрафа. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 12.12.2005 решение суда от 18.10.2005 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит отменить судебные акты в части удовлетворения заявленных требований.
В отзыве на жалобу Общество просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
Представители Общества, в установленном порядке извещенного о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
В судебном заседании представитель Инспекции поддержал доводы жалобы.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, Инспекцией проведена выездная налоговая проверка соблюдения Обществом законодательства о налогах и сборах за период с 01.01.2001 по 31.12.2003, а по налогу на доходы физических лиц - с 24.04.2003 по 18.10.2004, о чем составлен акт от 14.12.2004 N 21/73 ДСП.
По результатам налоговой проверки с учетом представленных налогоплательщиком возражений принято решение от 20.01.2005 N 21/498 о привлечении заявителя к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122, статьей 123 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), доначислении налогов на прибыль, на добавленную стоимость, на имущество предприятий, на доходы физических лиц, единого социального налога и пеней за их несвоевременную уплату.
В ходе налоговой проверки выявлено необоснованное, по мнению Инспекции, применение Обществом в 2001-2003 годах льготы по налогу на имущество, предусмотренной Законом Российской Федерации от 13.12.1991 N 2030-1 "О налоге на имущество предприятий" (далее - Закон о налоге на имущество). Налоговый орган указал на непредставление налогоплательщиком утвержденного и согласованного перечня имущества мобилизационного назначения. Инспекция сослалась на то, что согласно Положению о порядке экономического стимулирования мобилизационной подготовки экономики, утвержденного Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации и Министерством по налогам и сборам Российской Федерации от 02.12.2002 (далее - Положение от 02.12.2002), перечень необходимых мобилизационных мощностей и объем мобилизационного резерва согласовываются и утверждаются федеральным органом исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Учитывая данные обстоятельства, Инспекция пришла к выводу о неподтверждении Обществом льготы по налогу на имущество, в связи с чем доначислил заявителю 2 439 115 руб. налога на имущество, соответствующие пени и налоговые санкции.
Оспаривая решение Инспекции от 20.01.2005 N 21/498 по данному эпизоду, Общество указало на то, что Положение от 02.12.2002 не может применяться, поскольку оно не зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации, не опубликовано и не утверждено постановлением Правительства Российской Федерации.
Суд первой и апелляционной инстанций, удовлетворяя требования заявителя по рассматриваемому эпизоду, исходил из того, что Общество представило в материалы дела документы, подтверждающие правомерность применения льготы по налогу на имущество. Суд также учел, что данные документы не могли быть представлены налогоплательщиком в ходе налоговой проверки, поскольку оформление документов в подтверждение права на льготу не зависит от заявителя, требует согласование и утверждение этих документов уполномоченными государственными органами.
В соответствии со статьей 56 НК РФ льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов преимущества, которые предусмотрены законодательством о налогах и сборах.
Согласно пункту 1 статьи 21 НК РФ налогоплательщик вправе использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.
В пункте "и" статьи 5 Закона о налоге на имущество установлено, что стоимость имущества предприятия для целей налогообложения уменьшается на балансовую стоимость мобилизационного резерва и мобилизационных мощностей.
Порядок применения данной льготы разъяснен в Методических рекомендациях для использования в практической работе при осуществлении контроля за правомерностью использования налогоплательщиками льгот по налогу на имущество предприятий - приложении к письму Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 11.03.2001 N ВТ-6-04/197@ (далее - Методические рекомендации).
Согласно пункту 6 Методических рекомендаций льгота, предусмотренная пунктом "и" статьи 5 Закона о налоге на имущество, распространяется на мобилизационные мощности как используемые, так и не используемые в текущем производстве. Данная льгота предоставляется налогоплательщикам независимо от организационно-правовых форм и форм собственности на основании мобилизационного задания, установленного соответствующими органами исполнительной власти или организацией, уполномоченной Правительством Российской Федерации доводить эти задания до непосредственных исполнителей, утвержденного перечня имущества, связанного с его обеспечением, и договоров (контрактов) о выполнении мобилизационных заданий (заказов).
Подпунктом 5 пункта 1 статьи 9 Закона Российской Федерации "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации" предусмотрена обязанность организаций выполнять мобилизационные задания (заказы) в соответствии с заключенными договорами (контрактами) в целях обеспечения мобилизационной подготовки и мобилизации.
Порядок оформления документов для получения налоговых льгот, связанных с мобилизационной подготовкой, предусмотрен Положением от 02.12.2002.
В частности, в пункте 3.1 Положения о мобилизационной подготовке указано, что для документального подтверждения права на льготу по налогу на имущество организации с учетом переоценки основных фондов подготавливают сводный перечень имущества мобилизационного назначения (форма N 1) и перечень зданий и сооружений, машин и оборудования, транспортных средств и производственного инвентаря, закрепленных за имуществом мобилизационного назначения (форма N 2).
Указанные документы (формы N 1 и N 2 ) представляются в федеральные органы исполнительной власти, утвердившие организациям мобилизационные планы, или их правопреемникам, а также в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, утвердившие организациям мобилизационные планы, на утверждение (пункт 3.5).
Организации представляют в налоговые органы по месту постановки на учет согласованные и утвержденные федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации формы N 1 и N 3, подтверждающие их право на льготы в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (пункт 3.7).
Судебными инстанциями установлено, что Общество представило в материалы дела План проведения работ по мобилизационной подготовке на 2002 и 2003 годы, а также Сводный перечень имущества мобилизационного назначения, который утвержден федеральным органом исполнительной власти - Федеральным агентством по промышленности, и перечни имущества мобилизационного назначения на 2001-2003 годы (том дела 2, листы 26-75). В жалобе Инспекция не отрицает вывод суда о том, что данные документы соответствуют требованиям федерального законодательства.
Кроме того, как установлено судом первой и апелляционной инстанций, Общество ранее использовало льготу по налогу на имущество, предусмотренную пунктом "и" статьи 5 Закона о налоге на имущество, на основании плана проведения работ по мобилизационной подготовке на 2000 год. Состав имущества мобилизационного назначения по сравнению с 2000 годом в течение 2001-2003 годов не изменился.
Налоговый орган не оспаривает наличие у заявителя на балансе имущества мобилизационного назначения, а указывает лишь на то, что налогоплательщик представил необходимые документы после проведения налоговой проверки.
Вместе с тем суды обоснованно отклонили данный довод налогового органа, поскольку в силу требований статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд обязан всесторонне и полно исследовать имеющиеся в деле доказательства, каждое доказательство подлежит оценке арбитражным судом наряду с другими доказательствами.
В пункте 29 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5 указано, что суд обязан принять и оценить документы и иные доказательства, представленные налогоплательщиком в обоснование своих возражений независимо от того, представлялись ли эти документы налогоплательщиком налоговому органу.
Судом установлено и материалами дела подтверждается выполнение Обществом всех условий, необходимых для получения льготы по налогу на имущество.
При таких обстоятельствах у Инспекции отсутствовали законные основания для доначисления заявителю налога на имущество, пеней и налоговых санкций по рассмотренному эпизоду. Суд кассационной инстанции считает обжалуемые судебные акты в этой части законными.
Налоговой проверкой также установлено необоснованное применение Обществом ставки налога на добавленную стоимость 0 процентов в связи с представлением неполного пакета документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ. Основанием для отказа налогоплательщику в подтверждении налоговой ставки 0 процентов послужило представление заявителем выписки банка, которая свидетельствует о неполной оплате экспортированного товара.
Инспекция вменила Обществу нарушение требований подпункта 2 пункта 1 статьи 165 НК РФ и доначислила 4 353 840 руб. налога на добавленную стоимость за октябрь 2003 года, соответствующие пени и налоговые санкции.
В обоснование заявленных требований в этой части Общество сослалось на отсутствие в законодательстве о налогах и сборах такого необходимого условия применения нулевой ставки по налогу на добавленную стоимость, как получение налогоплательщиком в полном объеме выручки за экспортированный товар. Более того, заявитель пояснил, что неполное поступление выручки связано с удержанием покупателем из суммы выручки штрафных санкций за несвоевременную поставку товара, а также комиссии коммерческого банка.
Суд первой и апелляционной инстанций поддержал доводы налогоплательщика и удовлетворил заявленные требования по данному эпизоду.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 164 НК РФ налогообложение производится по ставке 0 процентов при реализации товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 Кодекса.
В пункте 1 статьи 165 НК РФ приведен перечень документов, подтверждающих обоснованность применения ставки 0 процентов и налоговых вычетов при реализации товаров, вывезенных, в таможенном режиме экспорта (подпункт 1 пункта 1 статьи 164 НК РФ).
Представление Обществом всех документов, предусмотренных пунктом 1 статьи 165 НК РФ, установлено судом первой и апелляционной инстанций и не оспаривается Инспекцией.
В силу подпункта 2 пункта 1 статьи 165 НК РФ для подтверждения обоснованности применения ставки 0 процентов и налоговых вычетов налогоплательщик должен представить в налоговый орган выписку банка, подтверждающую фактическое поступление выручки от иностранного лица - покупателя указанного товара на счет налогоплательщика в российском банке.
Ссылка налогового органа на то, что Общество "недополучило выручку в размере 70 848 долларов США" за реализованный на экспорт товар, является несостоятельной. Согласно имеющимся в материалах дела документам иностранный покупатель экспортированного товара в соответствии с условиями контракта от 18.04.2003 N 02-801-1, заключенного с Обществом, удержал из выручки 70 848 долларов США штрафных санкций за просрочку поставки товара. Неполное поступление выручки связано также с удержанием обслуживающим банком комиссии за проведение валютных операций.
Следовательно, выводы налогового органа о нарушении Обществом требований подпункта 2 пункта 1 статьи 165 НК РФ не обоснованы.
Таким образом, следует признать, что отказ Инспекции в применении заявителем налоговой ставки 0 процентов по экспортной операции неправомерен.
Решение Инспекции от 20.01.2005 N 21/498 и выставленные на основании него требования об уплате налога и налоговых санкций от 20.01.2005 N 21/781 и 21/782 правомерно признаны судебными инстанциями в указанной части недействительными.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции считает решение и постановление законными и не находит оснований для их отмены или изменения.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение от 18.10.2005 и постановление апелляционной инстанции от 12.12.2005 Арбитражного суда Архангельской области по делу N А05-2045/2005-9 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Северодвинску Архангельской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
М.В. Пастухова |
Е.В. Боглачева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 14 марта 2006 г. N А05-2045/2005-9
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника