Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 17 марта 2006 г. N А56-20975/2005
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Дмитриева В.В., судей Самсоновой Л.А., Шевченко А.В.,
при участии от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Ленинградской области Дмитриева А.А. (доверенность от 10.01.2006 N 09-02/03),
рассмотрев 16.03.2006 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15.08.2005 (судья Загараева Л.П.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.11.2005 (судьи Борисова Г.В., Петренко Т.И., Семиглазов В.А.) по делу N А56-20975/2005,
установил:
Открытое акционерное общество "Волховский комплексный леспромхоз" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительными пунктов 5 и 7 решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Ленинградской области (далее - Инспекция) от 20.05.2005 N 10-11/3151 и требования Инспекции от 20.05.2005 N 10/11925 об уплате 89 504 руб. налога на добавленную стоимость (далее - НДС) согласно декларации за январь 2005 года.
Решением суда первой инстанции от 15.08.2005, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 28.11.2005, заявленные Обществом требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, просит отменить принятые по делу судебные акты и отказать Обществу в удовлетворении заявления.
Общество о времени и месте слушания дела извещено надлежащим образом, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Общество представило в Инспекцию декларацию по НДС по налоговой ставке 0 процентов за январь 2005 года и предусмотренные статьей 165 Налогового кодекса Российской Федерации (далее-НК РФ) документы, которыми подтверждается его право на возмещение из бюджета НДС при осуществлении экспортных операций.
В ходе камеральной проверки представленных заявителем документов Инспекция установила, что в нарушение подпункта 4 пункта 1 статьи 165 НК РФ им не представлены доказательства получения валютной выручки от акционерного общества "УПМ-Кюммене", Финляндия, по контракту N 74030, в связи с чем решением от 20.05.2005 N 10-11/3151 отказала Обществу в возмещении из бюджета 93 494 руб. НДС, уплаченного поставщикам в отношении товара, отгруженного на экспорт, и доначислила ему 89 504 руб. НДС на основании пункта 9 статьи 167 НК РФ. Налоговый орган направил налогоплательщику требование от 20.05.2005 N 10/11925 о добровольной уплате налога.
Общество, считая ненормативные акты налогового органа неправомерными в части доначисления и предложения уплатить 89 504 руб. НДС и обжаловало их в судебном порядке.
Суды первой и апелляционной инстанций установили, что на момент вынесения Инспекцией решения от 20.05.2005 не истек предусмотренный пунктом 9 статьи 165 НК РФ срок (180 дней) для представления налогоплательщиком пакета документов в подтверждение права на применение налоговой ставки 0 процентов. Следовательно, у Общества отсутствовали основания для включения стоимости отгруженной на экспорт лесопродукции в налоговую базу за январь 2005 года на основании пункта 9 статьи 167 НК РФ, в связи с чем суды признали решение и требование налогового органа в названной части недействительными.
Кассационная коллегия не находит оснований для отмены судебных актов.
Согласно пункту 9 статьи 167 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг), предусмотренных подпунктами 1-3 и 8 пункта 1 статьи 164 НК РФ, моментом определения налоговой базы по указанным товарам (работам, услугам) является последний день месяца, в котором собран полный пакет документов, перечисленных в статье 165 НК РФ. В случае если полный пакет документов, указанных в статье 165 НК РФ, не собран на 181-й день, считая с даты помещения товаров под таможенные режимы экспорта, транзита, перемещения припасов, момент определения налоговой базы по этим товарам (работам, услугам) определяется в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 167 НК РФ как день отгрузки (передачи) товара (работ, услуг).
В соответствии с пунктом 9 статьи 165 НК РФ документы (их копии), перечисленные в пунктах 1-5 статьи 165 НК РФ, представляются налогоплательщиками для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов при реализации товаров (работ, услуг), указанных в подпунктах 1-3 и 8 пункта 1 статьи 164 НК РФ, в срок не позднее 180 дней, считая с даты оформления региональными таможенными органами грузовой таможенной декларации на вывоз товаров в таможенном режиме экспорта или транзита (таможенной декларации на вывоз припасов в таможенном режиме перемещения припасов).
Если по истечении 180 дней, считая с даты выпуска товаров региональными таможенными органами в режиме экспорта или транзита, налогоплательщик не представил необходимые документы (их копии), указанные операции по реализации товаров (выполнению работ, оказанию услуг) подлежат налогообложению по ставкам соответственно 10 процентов или 18 процентов. Если впоследствии налогоплательщик представит в налоговые органы документы (их копии), обосновывающие применение налоговой ставки в размере 0 процентов, уплаченные суммы налога подлежат возврату налогоплательщику.
В то же время в силу статьи 166 НК РФ сумма налога при определении налоговой базы в соответствии со статьями 154-159 и 162 НК РФ исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, а при раздельном учете - как сумма налога, полученная в результате сложения сумм налогов, исчисляемых отдельно как соответствующие налоговым ставкам процентные доли соответствующих налоговых баз. Общая сумма налога при реализации товаров (работ, услуг) представляет собой сумму, полученную в результате сложения сумм налога, исчисленных в соответствии с порядком, установленным пунктом 1 статьи 166 НК РФ. В пункте 6 статьи 166 НК РФ указано, что сумма НДС по операциям реализации товаров (работ, услуг), облагаемым в соответствии с пунктом 1 статьи 164 НК РФ по налоговой ставке 0 процентов, исчисляется отдельно по каждой такой операции.
Согласно статье 163 НК РФ налоговым периодом по НДС является календарный месяц. В силу пункта 5 статьи 174 НК РФ налогоплательщики обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом Российской Федерации. Сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет, в соответствии с пунктом 1 статьи 173 НК РФ исчисляется по итогам каждого налогового периода как уменьшенная на сумму налоговых вычетов общая сумма налога. При этом конкретный срок представления расчета налога по ставке 0 процентов не установлен и поэтому наступает на 181-й день, считая с даты помещения товаров под таможенный режим экспорта.
В силу подпункта 9 статьи 167 НК РФ в указанном выше случае моментом определения налоговой базы по НДС будет день отгрузки (передачи) товаров на экспорт.
Из положений статьи 167 НК РФ следует, что по операциям реализации товаров (работ, услуг), облагаемыми в соответствии с пунктом 1 статьи 164 НК РФ по налоговой ставке 0 процентов, налогоплательщикам предоставлено право не вносить налог в течение 180 дней с момента оформления отгрузки товара в таможенном режиме экспорта. Материалами дела подтверждается и Инспекцией не оспаривается, что грузовые таможенные декларации на отгрузку продукции акционерному обществу "УПМ-Кюммене", Финляндия, оформлены в период с 24.12.2004 по 29.12.2004. Следовательно, 180 дней со дня отгрузки истекали соответственно 24.06.2005, 27.06.2005 и 29.06.2005.
Это обстоятельства Инспекция не оспаривает, однако считает, что, представив документы с декларацией по НДС по ставке 0 процентов за январь 2005 года, Общество не воспользовалось своим правом на сбор документов в течение 180 дней.
Между тем отсутствие выписок банка о получении Обществом валютной выручки от акционерного общества "УПМ-Кюммене", Финляндия, свидетельствует о том, что Общество не собрало полный пакет документов для подтверждения правомерности применения ставки 0 процентов в январе 2005 года и не утратило такой возможности на момент принятия решения.
Суды первой и апелляционной инстанций, установив, что 180-дневный срок, предусмотренный для сбора пакета документов, указанных в статье 165 НК РФ, на момент вынесения налоговым органом решения не истек, правомерно удовлетворили требования заявителя.
При таких обстоятельствах кассационная коллегия считает, что решение и постановление судов соответствуют нормам материального и процессуального права и основания для их отмены отсутствуют.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15.08.2005 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.11.2005 по делу N А56-20975/2005 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Ленинградской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.В. Дмитриев |
А.В. Шевченко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 17 марта 2006 г. N А56-20975/2005
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника