Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 3 марта 2006 г. N А13-12548/2005-07
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Михайловской Е.А., судей Ветошкиной О.В., Кочеровой Л.И.,
рассмотрев 28.02.2006 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Вологодской области на решение Арбитражного суда Вологодской области от 03.11.2005 по делу N А13-12548/2005-07 (судья Богатырева В.А.),
установил:
Инспекция Федеральной налоговой службы по городу Череповцу Вологодской области (после реорганизации - Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 12 по Вологодской области; далее - Инспекция) обратилась в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением о взыскании с адвокатского бюро "Левичев и партнеры" (далее - Адвокатское бюро) 50 руб. штрафа, предусмотренного пунктом 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) за несвоевременное представление декларации по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2004 год.
Решением суда от 03.11.2005 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционном порядке дело не пересматривалось.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, просит отменить решение суда. Инспекция считает, что обоснованно применила к правоотношениям, связанным с уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, нормы налогового законодательства.
Стороны надлежащим образом извещены о месте и времени слушания дела, однако их представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, доводы жалобы, не находит оснований для ее удовлетворения.
Из материалов дела следует, что Адвокатское бюро представило в налоговую инспекцию декларацию по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование для лиц, производящих выплаты физическим лицам, за 2004 год.
Инспекция провела камеральную проверку декларации и приняла решение от 30.06.2005 N 4579 о привлечении Адвокатского бюро к установленной пунктом 1 статьи 126 НК РФ ответственности в виде взыскания 50 руб. штрафа за нарушение срока представления декларации по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2004 год. При сроке представления названной декларации не позднее 30.03.2005 Адвокатское бюро представило ее в налоговый орган 31.03.2005. Полагая, что несвоевременное представление декларации по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование является налоговым правонарушением, Инспекция применила к Адвокатскому бюро налоговую ответственность.
На основании принятого решения налоговый орган направил Адвокатскому бюро требование от 08.07.2005 N 2473 о добровольной уплате налоговой санкции в срок до 18.07.2005.
Адвокатское бюро в установленный срок не исполнило требование налогового органа, в связи с чем Инспекция направила в арбитражный суд настоящее заявление о принудительном взыскании штрафа.
Отказывая Инспекции в удовлетворении заявления, суд обоснованно руководствовался следующим.
В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) организации, производящие выплаты физическим лицам, являются страхователями по обязательному пенсионному страхованию.
Обязанность страхователей представлять в налоговый орган декларацию по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование законодательством о налогах и сборах не установлена. Такая обязанность страхователей предусмотрена пунктом 6 статьи 24 Закона N 167-ФЗ. В соответствии с этой нормой и пунктом 1 статьи 23 Закона N 167-ФЗ страхователи обязаны представлять декларацию по страховым взносам в налоговый орган не позднее 30 марта года, следующего за истекшим расчетным периодом (годом), по форме, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации.
Согласно статье 1 Закона N 167-ФЗ названный Закон устанавливает основы государственного регулирования обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, регулирует правоотношения в системе обязательного пенсионного страхования, а также определяет правовое положение субъектов обязательного пенсионного страхования, основания для возникновения и порядок осуществления их прав и обязанностей, ответственность субъектов обязательного пенсионного страхования,
В соответствии со статьей 3 Закона N 167-ФЗ страховые взносы на обязательное пенсионное страхование - это индивидуально возмездные обязательные платежи, которые уплачиваются в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации, и персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенной на его индивидуальном лицевом счете.
Согласно определениям Конституционного Суда Российской Федерации от 05.02.2004 N 28-О и З0-О отличительные признаки налогов и страховых взносов обусловливают их разное целевое предназначение и различную социально-правовую природу и не позволяют рассматривать страховой взнос на обязательное пенсионное страхование как налоговый платеж.
Таким образом, нарушение страхователем срока представления декларации по страховым взносам на обязательное пенрионное страхование, установленного не налоговым законодательством, а специальным законом, регулирующим отношения в области обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, не может рассматриваться как налоговое правонарушение.
Однако пунктом 1 ст. 126 НК РФ именно для налогоплательщика установлена ответственность (штраф в размере 50 руб.) за совершение налогового правонарушения - непредставление в установленный срок в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации и иными актами законодательства о налогах и сборах.
Применение данной нормы Кодекса к страхователям за нарушение срока представления документа, не предусмотренного законодательством о налогах и сборах, приводит к ее расширительному толкованию, что недопустимо.
Тот факт, что в силу статьи 25 Закона 167-ФЗ на налоговые органы возложены обязанности по контролю за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, сам по себе не свидетельствует о возможности применения налоговой ответственности за нарушения законодательства об обязательном пенсионном страховании.
Таким образом, судом первой инстанции сделан правильный вывод об отсутствии у налогового органа оснований для применения к Адвокатскому бюро за допущенное им нарушение ответственности, установленной пунктом 1 статьи 126 НК РФ.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 03.11.2005 по делу N А13-12548/2005-07 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Вологодской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.А. Михайловская |
Л.И. Кочерова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 3 марта 2006 г. N А13-12548/2005-07
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника