Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 20 марта 2006 г. N А26-6895/2005-217
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Клириковой Т.В., судей Дмитриева В.В., Шевченко А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Республике Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 14.11.2005 по делу N А26-6895/2005-217 (судья Шатина Г.Г.),
установил:
Открытое акционерное общество "Кривцылес" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Республике Карелия (далее - налоговая инспекция) от 05.07.2005 N 10/50 о взыскании налога (сбора), а также пени за счет имущества налогоплательщика-организации.
Решением суда первой инстанции от 14.11.2005 заявленные Обществом требования удовлетворены частично: решение налогового органа признано недействительным в части взыскания налогов в сумме 1 998 738 руб. 49 коп. Судом прекращено производство по делу в части взыскания пеней, в связи с отказом Общества от указанного требования. В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе налоговая инспекция, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит отменить обжалуемый судебный акт и направить дело на новое рассмотрение.
Налоговая инспекция и Общество о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность решения суда проверена в кассационном порядке.
В соответствии с пунктом 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Поскольку в данном случае иного Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации не предусмотрено, то суд кассационной инстанции рассматривает кассационную жалобу только в пределах приведенных в ней доводов.
Как следует из материалов дела, налоговая инспекция направила в адрес Общества требования об уплате налога от 02.03.2005 N 2641, от 28.03.2005 N 2744, от 06.04.2005 N 2825, от 11.04.2005 N 2856 и от 26.04.2005 N 2929, согласно которым налогоплательщику предлагалось уплатить недоимку по следующим налогам: транспортный налог за 2005 год в сумме 182 446 руб., земельный налог в сумме 68 780 руб. 77 коп., налог на имущество за четвертый квартал 2004 года в сумме 40 367 руб., налог на добавленную стоимость за июль и август 2004 года, январь и февраль 2005 года в общей сумме 2 064 104 руб. 82 коп., единый социальный налог, зачисляемый в территориальный фонд обязательного медицинского страхования, за четвертый квартал 2004 года в общей сумме 98 925 руб.
Неисполнение заявителем указанных требований в добровольном порядке в установленные сроки, а также отсутствие достаточных денежных средств на счетах Общества послужило основанием для вынесения налоговым органом решения от 05.07.2005 N 10/50 о взыскании налога (сбора), а также пени за счет имущества Общества в пределах сумм, указанных в названных требованиях - всего 2 291 363 руб. 73 коп.
Общество, считая решение налогового органа незаконным, обжаловало его в арбитражный суд.
В соответствии с пунктом 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги и выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах.
Согласно пункту 1 статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога и пеней.
Пунктами 1 - 2 статьи 46 НК РФ установлено, что в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется принудительно путем обращения взыскания на денежные средства налогоплательщикрRна счетах в банках.
Взыскание налога производится по решению налогового органа путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика или налогового агента, инкассового поручения на списание и перечисление в соответствующие бюджеты (внебюджетные фонды) необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика или налогового агента.
Согласно пункту 3 статьи 46 НК РФ решение о взыскании недоимки и пени в бесспорном порядке принимается после истечения срока, установленного для обязанности по уплате налога, но не позднее 60 дней после истечения срока исполнения требования об уплате налога; решение, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит.
В силу пункта 7 статьи 46 НК РФ при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика налоговый орган вправе взыскать налог за счет имущества налогоплательщика в соответствии со статьей 47 НК РФ. В этом случае налоговый орган вправе обратить взыскание налога за счет имущества, в том числе за счет наличных денежных средств налогоплательщика в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, и с учетом сумм, в отношении которых уже произведено взыскание в соответствии со статьей 46 Кодекса.
Согласно статье 69 НК РФ требование об уплате налога (сбора) представляет собой письменное извещение, направленное налогоплательщику, о неуплаченной сумме налога (сбора), а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и соответствующие пени. Порядок направления требования об уплате налога установлен статьей 70 НК РФ.
В соответствии с пунктом 4 статьи 69 НК РФ требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения закона о налогах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог.
Формальные нарушения требований пункта 4 статьи 69 НК РФ сами по себе не являются основанием для признания требования недействительным. Однако требование может быть признано недействительным в том случае, если оно не соответствует действительной обязанности налогоплательщика по уплате налога, либо составлено с существенными нарушениями данной нормы права.
Судом первой инстанции, с учетом актов сверки расчетов по каждому налогу за период с 01.01.2005 по 04.07.2005, представленных сторонами во исполнение определений суда, установлено, что на момент вынесения решения налоговой инспекции указанная в нем задолженность не соответствовала фактически имеющейся у налогоплательщика. Так из актов сверки видно, что недоимка по земельному налогу, единому социальному налогу и налогу на добавленную стоимость отсутствует, а сумма задолженности по транспортному налогу и налогу на имущество не совпадает с указанными в требованиях.
Документы, обосновывающие выявленные расхождения, налоговой инспекцией в материалы дела не представлены.
Суд первой инстанции правомерно отклонил довод налоговой инспекции о наличии в карточке лицевого счета Общества задолженности по налогам, поскольку карточка лицевого счета налогоплательщика является внутренним документом налогового органа, и не относится к безусловным доказательствам, подтверждающим факт возникновения задолженности по налогам (сборам).
Кроме того, из материалов дела следует, что решение от 05.07.05 N 10/50 вынесено налоговой инспекцией с пропуском 60-дневного срока по требованиям от 02.03.2005 N 2641, от 28.03.2005 N 2744, от 06.04.2005 N 2825, от 11.04.2005 N 2856.
Как указано в постановлении Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 24.01.06 N 10353/05, 60-дневный срок, предусмотренный в статье 46 Налогового кодекса Российской Федерации, применяется ко всей процедуре принудительного взыскания налога и пеней, осуществляемого в бесспорном порядке, как за счет денежных средств, так и за счет иного имущества налогоплательщика, поскольку статья 47 Налогового кодекса Российской Федерации подлежит применению во взаимосвязи с пунктом 7 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации.
Таким образом, решение суда соответствует нормам материального и процессуального права и оснований для его отмены нет.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 14.11.2005 по делу N А26-6895/2005-217 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Республике Карелия - без удовлетворения.
Председательствующий |
Т.В. Клирикова |
А.В. Шевченко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 20 марта 2006 г. N А26-6895/2005-217
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника