Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 16 марта 2006 г. N А13-10037/2005-27
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кирейковой Г.Г., судей Казанцевой Р.В. и Коробова К.Ю., рассмотрев 09.03.2006 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Вологодской области на решение от 24.10.2005 (судья Кудин А.Г.) и постановление апелляционной инстанции от 16.12.2005 (судьи Богатырева В.А., Виноградова Т.В., Логинова О.П.) Арбитражного суда Вологодской области по делу N А13-10037/2005-27,
установил:
Бабаевское районное потребительское общество (далее - организация, Общество) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением об оспаривании постановления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Вологодской области (далее - Инспекция) от 29.08.2005 N 42 о привлечении заявителя к административной ответственности на основании статьи 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением от 24.10.2005, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 16.12.2005, заявленные Обществом требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Инспекция просит отменить решение от 24.10.2005 и постановление апелляционной инстанции от 16.12.2005, ссылаясь на нарушение судами норм материального права. По мнению подателя жалобы, организации вправе осуществлять денежные расчеты без применения контрольно-кассовой техники только при оказании услуг населению. Федеральным законом от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с исползованием платежных карт" (далее - Закон о ККТ) не предусмотрена выдача квитанций формы ОКУД N 0700003 при продаже товаров в случае отключения электроэнергии. Инспекция считает, что ссылка судебных инстанций на письмо Федеральной налоговой службы от 19.10.2005 N 06-9-08/30 неправомерна, поскольку названное письмо не применяется к правоотношениям, возникшим до даты его направления.
Стороны о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, однако представители в суд не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность решения от 24.10.2005 и постановления апелляционной инстанции от 16.12.2005 проверена в кассационном порядке.
Кассационная инстанция считает жалобу Инспекции не подлежащей удовлетворению.
Как следует из материалов дела, при проведении 24.08.2005 проверки соблюдения Обществом положений Закона о ККТ Инспекция установила, что в принадлежащем организации магазине, расположенном по адресу: Вологодская область, Бабаевский район, деревня Дубровка, наличные денежные расчеты осуществлены без применения контрольно-кассовой техники (при продаже банана на сумму 5 руб. 52 коп. продавец Воронова Г.В. не пробила чек).
По результатам проверки Инспекция составила акт проверки от 24.08.2005 и протокол об административном правонарушении от 25.08.2005 N 15.
Постановлением от 29.08.2005 N 42 налоговый орган привлек Общество к административной ответственности в виде взыскания 31 000 руб. штрафа на основании статьи 14.5 КоАП РФ.
Общество не согласилось с постановлением Инспекции и обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили заявленные требования, поскольку посчитали, что основания для привлечения Общества к предусмотренной статьей 14.5 КоАП РФ ответственности отсутствуют. При этом суды указали, что организация в случае отключения электроэнергии вправе при осуществлении денежных расчетов за приобретенный товар использовать вместо контрольно-кассовой техники квитанцию формы ОКУД N 0700003.
Кассационная инстанция считает, что принятые по делу судебные акты отмене не подлежат.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.93 N 745 во исполнение положений ранее действовавшего Закона Российской Федерации от 18.06.93 N 5215-1 "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" утверждены Положение по применению контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением и Перечень отдельных категорий предприятий (в том числе физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в случае осуществления ими торговых операций или оказания услуг), организаций и учреждений, которые в силу специфики своей деятельности либо особенностей местонахождения могут осуществлять денежные расчеты с населением без применения контрольно-кассовых машин (далее - Перечень).
Согласно пункту 6 названного Перечня организации, предприятия, учреждения, их филиалы и другие обособленные подразделения (в том числе физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица) могут осуществлять деятельность без применения контрольно-кассовых машин в случае отключения электроэнергии, зарегистрированного в энергоснабжающей организации, при условии выдачи покупателям (клиентам) квитанций по форме, разработанной и утвержденной Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Государственной межведомственной экспертной комиссией по контрольно - кассовым машинам.
Письмом Министерства финансов Российской Федерации от 12.03.99 N 16-00-24-32 утверждена форма чека, действующего в случае отключения электроэнергии.
С 27.06.2003 вступил в силу Закон о ККТ. В соответствии с пунктом 1 статьи 2 названного Закона контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
Пунктом 3 статьи 2 Закона о ККТ определены виды деятельности, при осуществлении которых организации и индивидуальные предприниматели в силу специфики своей деятельности либо особенностей своего местонахождения могут производить наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники.
В связи с этим с момента вступления в силу Закона о ККТ, то есть с 27.06.2003, Перечень применению не подлежит.
Возможность неприменения контрольно-кассовой техники и выдачи квитанций в случае отключения электроэнергии Законом о ККТ не предусмотрена.
Между тем во исполнение пункта 2 статьи 2 Закона о ККТ постановлением Правительства Российской Федерации от 31.03.2005 N 171 утверждено Положение об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники, а также установлено, что формы бланков строгой отчетности, утвержденные в соответствии с ранее установленными требованиями, могут применяться до утверждения форм бланков строгой отчетности в соответствии с Положением, предусмотренным названным постановлением, но не позднее 01.01.2007.
Суды первой и апелляционной инстанций посчитали, что использование Обществом в случае отключения электроэнергии приравниваемого к чеку документа строгой отчетности формы ОКУД N 0700003, утвержденного письмом Министерства финансов Российской Федерации от 12.03.99 N 16-00-24-32, не является основанием для возложения на организацию ответственности за неприменение контрольно-кассовых машин.
При этом суды исходили из конкретных обстоятельств дела и учли, что факт отключения электроэнергии подтвержден справкой энергоснабжающей организации, а возможность использования квитанций формы ОКУД N 0700003 при продаже товаров в случае отключения электроэнергии следует из письма Федеральной налоговой службы от 19.10.2005 N 06-9-08/30.
Заслуживает внимания и довод Общества о том, что отключение электроэнергии произведено без предупреждения о продолжительности проведения ремонтных работ, в связи с чем в случае закрытия магазина население деревни Дубровка и соседних сел и деревень было бы лишено возможности приобрести товары первой необходимости.
При таких обстоятельствах и в силу положений пункта 4 статьи 1.5 КоАП РФ вывод судебных инстанций об отсутствии оснований возложения на Общество ответственности за неприменение контрольно-кассовых машин является правильным.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция считает решение суда от 24.10.2005 и постановление апелляционной инстанции от 16.12.2005 законными и обоснованными, а жалобу Инспекции - не подлежащей удовлетворению.
Руководствуясь статьями 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение от 24.10.2005 и постановление апелляционной инстанции от 16.12.2005 Арбитражного суда города Вологодской области по делу N А13-10037/2005-27 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Вологодской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Г.Г. Кирейкова |
К.Ю. Коробов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 16 марта 2006 г. N А13-10037/2005-27
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника