Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 24 марта 2006 г. N А56-37682/2005
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кирейковой Г.Г., судей Казанцевой Р.В., Коробова К.Ю., при участии от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 27 по Санкт-Петербургу Долговой О.М. (доверенность от 14.02.2006 N 02/208), от закрытого акционерного общества "Универсам "Южный" Парафиловой Л.В. (доверенность от 01.03.2006 N 10),
рассмотрев 23.03.2006 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Фрунзенскому району Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.09.2005 (судья Третьякова Н.О.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.01.2006 (судьи Тимошенко А.С., Савицкая И.Г., Фокина Е.А.) по делу N А56-37682/2005,
установил:
Закрытое акционерное общество "Универсам "Южный" (далее - Общество, организация) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Инспекции Федеральной налоговой службы по Фрунзенскому району Санкт-Петербурга (в настоящее время Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 27 по Санкт-Петербургу; далее - Инспекция) от 11.08.2005 N 2417 о привлечении заявителя к административной ответственности, предусмотренной статьей 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.09.2005, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.01.2006, заявленные Обществом требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Инспекция просит отменить решение от 30.09.2005 и постановление от 16.01.2006 и отказать Обществу в удовлетворении заявленного требования, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права. По мнению подателя жалобы, организация не доказала, что излишек денежных средств в сумме 400 руб. 70 коп., находившийся в контрольно-кассовой машине в момент проверки, является разменным фондом.
В отзыве Общество, ссылаясь на несостоятельность доводов жалобы, просит принятые по делу судебные акты оставить без изменения.
В судебном заседании представитель Инспекции поддержал доводы жалобы, а представитель Общества - доводы отзыва.
Законность решения от 30.09.2005 и постановления апелляционной инстанции от 16.01.2006 проверена в кассационном порядке.
Кассационная инстанция считает жалобу не подлежащей удовлетворению.
Как следует из материалов дела, Инспекция 03.03.2005 провела проверку соблюдения Обществом условий работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций в принадлежащем ему кафе-бистро, расположенном по адресу: Санкт-Петербург, улица Ярослава Гашека, дом 6.
В ходе проверки Инспекция выявила, что Общество 25.07.2005 не оприходовало излишки денежных средств в сумме 400 руб. 70 коп. в контрольно-кассовой машине в кассу организации, о чем составила протокол об административном правонарушении от 04.08.2005 N 2417.
Постановлением налогового органа от 11.08.2005 N 2417 Общество признано виновным в нарушении условий работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившемся в неоприходовании наличных денежных средств в сумме 400 руб. 70 коп., и привлечено к административной ответственности в виде взыскания 40 000 руб. штрафа на основании статьи 15.1 КоАП РФ.
Организация не согласилась с названным постановлением налогового органа и обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.
Суды первой и апелляционной инстанций признали незаконным постановление Инспекции от 11.08.2005 N 2417 о привлечении заявителя к административной ответственности по статье 15.1 КоАП РФ. При рассмотрении дела суды сделали вывод о том, что в действиях организации отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренный статьей 15.1 КоАП РФ.
Кассационная инстанция считает выводы судов первой и апелляционной инстанций правильными.
Статьей 15.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов.
Согласно пункту 3 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденного решением Совета директоров Центрального банка России от 22.09.93 N 40 (далее - Порядок), для осуществления расчетов наличными деньгами каждое предприятие должно иметь кассу и вести кассовую книгу по установленной форме.
Прием наличных денег предприятиями при осуществлении расчетов с населением производится с обязательным применением контрольно-кассовых машин.
В силу пункта 22 Порядка все поступления и выдачи наличных денег предприятия учитывают в кассовой книге.
Из пункта 27 Порядка следует, что сумма выданных денег из кассы, не подтвержденная распиской получателя в расходном кассовом ордере или другом заменяющем его документе, признается недостачей. Неоприходование денежных средств - это наличие в кассе денежных средств, не подтвержденных приходными ордерами.
В данном случае налоговым органом выявлено наличие в контрольно-кассовой машине Общества 400 руб. 70 коп. излишка без документов, подтверждающих выдачу этой суммы кассиру - операционисту из кассы организации в качестве разменного фонда в начале рабочего дня (25.07.2005), что, по мнению Инспекции, является неоприходованием в кассу организации денежной наличности.
В момент проведения проверки Общество объясняло наличие излишка в контрольно-кассовой машине выдачей кассиру в начале рабочего дня 400 руб. 70 коп. разменного фонда.
В соответствии с пунктом 3.8 Типовых правил эксплуатации контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, утвержденных письмом Министерства финансов Российской Федерации от 30.08.93 N 104 (далее - Типовые правила), перед началом работы на кассовой машине кассир получает у директора (заведующего) предприятия, его заместителя или главного (старшего) кассира все необходимое для работы (ключи от кассовой кабины, ключи от привода кассовой машины и от денежного ящика, разменную монету и купюры в количестве, необходимом для расчетов с покупателями, принадлежности для работы и обслуживания машины под роспись).
Согласно пункту 4.7 Типовых правил кассир не должен иметь в кассе личных денег и денег, не учтенных через кассовую машину (кроме денег, выданных перед началом работы).
Общество представило доказательства выдачи кассиру разменного фонда в названном размере, в связи с чем суды первой и апелляционной инстанций посчитали, что событие правонарушения в данном случае отсутствует.
У кассационной инстанции нет оснований для переоценки выводов, сделанных судами на основе оценки доказательств по делу с соблюдением положений статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция считает решение от 30.09.2005 и постановление от 16.01.2006 законными и обоснованными, а жалобу Инспекции - не подлежащей удовлетворению.
Руководствуясь статьями 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.09.2005 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.01.2006 по делу N А56-37682/2005 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Фрунзенскому району Санкт-Петербурга - без удовлетворения.
Председательствующий |
Г.Г. Кирейкова |
К.Ю. Коробов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 24 марта 2006 г. N А56-37682/2005
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника