Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 26 января 2000 г. N А56-25433/99
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Комарова А.Н., судей Кустова А.А., Марьянковой Н.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Ликвидационной комиссии администрации города Гатчины на решение от 26.10.99 Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-25433/99 ( судья Звонарева Ю.Н.),
установил:
Прокурор Ленинградской области обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском в защиту интересов государства к Ликвидационной комиссии администрации города Гатчины Ленинградской области (далее - Ликвидационная комиссия) и муниципальному предприятию "Фабрика химической стирки и чистки" (далее - Муниципальное предприятие) о признании недействительным договора от 01.01.97 N 3, заключенного между Администрацией города Гатчины Ленинградской области (далее - Администрация г.Гатчины) и Муниципальным предприятием на освобождение от уплаты налогов и сборов в местный бюджет. В качестве третьего лица к участию в деле привлечена Государственная налоговая инспекция по городу Гатчине( далее - налоговая инспекция).
Решением от 26.10.99 иск удовлетворен и договор, заключенный между Администрацией г.Гатчины и Муниципальным предприятием 01.01.1997 N 3 на освобождение от уплаты налогов и сборов в местный бюджет, признан недействительным в части освобождения от уплаты федеральных и областных налогов, поступающих в местный бюджет, как не соответствующий требованиям закона.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Ликвидационная комиссия администрации г.Гатчины просит отменить решение суда и прекратить производство по делу по следующим основаниям:
- данный спор не подведомственен арбитражному суду, так как рассматриваемый договор не относится к гражданско-правовым сделкам, а налоговое законодательство не содержит понятий налоговых сделок, а также материально-правовых и процессуальных требований в части их признания ничтожными;
- суд не исследовал содержание и назначение договора на соответствие его требованиям налогового законодательства, хотя характер и содержание договора свидетельствуют о необходимости его квалификации как, распорядительного налогового ненормативного акта, иск о признании недействительным которого подлежит рассмотрению судом в соответствии со статьей 14 АПК РФ в коллегиальном порядке;
- суд неправомерно привлек муниципальное предприятие в качестве ответчика по делу с последующим возложением на него расходов по госпошлине, так как оспариваемый договор является односторонним распорядительным налоговым актом органа местного самоуправления и не зависел от волеизъявления налогоплательщика как участника налоговых отношений.
Стороны - Прокурор Ленинградской области, Ликвидационная комиссия, Муниципальное предприятие, налоговая инспекция - о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, однако их представители в суд не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов дела, между администрацией г.Гатчины и Муниципальным предприятием 01.01.97 был заключен договор N 3 на освобождение от уплаты налогов и сборов в местный бюджет. Оспариваемый договор заключен сторонами на основании решения представительного собрания муниципалитета г.Гатчины от 29.05.96 N 35 "О льготах по уплате налогов и сборов для предприятий г.Гатчины", и согласно пункту 1.1 договора предприятие было освобождено от уплаты местных налогов и сборов (кроме сбора на право торговли винно-водочными изделиями), а также других налогов и сборов в части, поступающей в местный бюджет.
Решением Гатчинского городского суда Ленинградской области от 28.01.99 по делу N 2-384 указанное выше решение представительного собрания муниципалитета г.Гатчины в части освобождения предприятий и организаций от уплаты федеральных и областных налогов и сборов и предоставления льгот по уплате налогов на основании заключаемых между предприятиями и городской администрацией договоров было признано недействительным как противоречащее Конституции Российской Федерации, Федеральному закону "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" от 28.08.95 N 154-ФЗ, Закону Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" от 27.12.91 N 2118-1.
В связи с тем, что на основании пункта 2 статьи 58 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вступившее в законную силу решение суда общей юрисдикции по гражданскому делу обязательно для арбитражного суда, рассматривающего другое дело, по вопросам об обстоятельствах, установленных решением суда общей юрисдикции и имеющих отношение к лицам, участвующим в деле, арбитражный суд обоснованно установил, что оспариваемый документ в части освобождения от уплаты федеральных и областных налогов, поступающих в местный бюджет, является незаконным. Налоговым законодательством, Законом РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" от 27.12.91 N 2118-1, действовавшим на момент заключения договора, Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 28.08.95 N 154-ФЗ не предусмотрено право представительных органов местного самоуправления предоставлять льготы по федеральным и областным налогам и сборам, а администраций - право заключать какие-либо договоры по предоставлению таких льгот.
Кассационная инстанция полагает, что довод подателя кассационной жалобы о том, что указанный договор следует считать ненормативным актом органа местного самоуправления, не может быть принят во внимание по следующим основаниям: оспариваемый документ не только не соответствует законодательным требованиям, предъявляемым к форме издания ненормативного акта органа местного самоуправления, но и по содержанию представляет собой волеизъявление двух сторон, устанавливающее их права, обязанности, ответственность, порядок изменения и расторжения договора.
Кассационная инстанция полагает, что суд обоснованно привлек Муниципальное предприятие в качестве второго ответчика по делу и взыскал государственную пошлину в соответствии со статьей 95 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Кассационная инстанция считает необходимым отметить, что судом первой инстанции допущено нарушение норм процессуального и материального права, выразившееся в замене ответчика - Ликвидационной комиссии на Администрацию г. Гатчины, что противоречит пункту 3 статьи 62 Гражданского кодекса Российской Федерации, где указано следующее: с момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого юридического лица выступает в суде. Однако учитывая, что в судебном заседании фактически участвовал и давал объяснения по делу представитель ликвидационной комиссии, интересы ответчика - города Гатчины не нарушены, а также, что указанное нарушение не привело к принятию неправильного решения, изложенные выше обстоятельства не могут послужить основанием к отмене судебного акта.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175 - 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.10.99 по делу N А56-25433/99 оставить без изменения, а кассационную жалобу Ликвидационной комиссии Администрации города Гатчины Ленинградской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.Н. Комаров |
Н.В. Марьянкова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 26 января 2000 г. N А56-25433/99
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника