Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 18 декабря 2000 г. N 2723
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Скворцова О.Ю., судей Лавриненко Н.В., Чертилиной З.А., при участии от департамента финансов администрации Тверской области Лоховой В.А. (доверенность от 17.07.2000 N 40),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу департамента финансов администрации Тверской области на решение от 04.08.2000 (судья Рожина Е.И.) и постановление апелляционной инстанции от 27.10.2000 (судьи Попов А.А., Жукова В.В., Кольцова Т.В.) Арбитражного суда Тверской области по делу N 2723,
установил:
Муниципальное унитарное предприятие "Дирекция единого заказчика N 1" (далее - МУП "ДЕЗ N 1") обратилось в Арбитражный суд Тверской области с иском к департаменту финансов администрации Тверской области (далее - департамент финансов) о взыскании убытков, возникших вследствие предоставления в 1998 году льгот по оплате жилья лицам, проживающим в домах, находящихся в ведении истца в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах". Общая сумма исковых требований составила 55.448 рублей 15 копеек.
К участию в деле в качестве третьего лица привлечено Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Тверской области.
Решением от 04.08.2000 исковые требования удовлетворены путем взыскания истребуемой суммы за счет казны Тверской области.
Постановлением апелляционной инстанции от 27.10.2000 решение от 04.08.2000 оставлено без изменения, а апелляционная жалоба департамента финансов - без удовлетворения.
Решение и постановление обжалованы департаментом финансов в кассационном порядке. Податель жалобы просит отменить состоявшийся судебный акт, ссылаясь на то, что он принят с нарушением норм материального и процессуального права. В жалобе, в частности, указывается на то, что данный спор не подведомственен арбитражному суду, поскольку спорные правоотношения имеют бюджетный (финансовый) характер, а гражданское законодательство в силу статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации не применяется к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям. По мнению департамента финансов, статья 22 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не относит к компетенции арбитражных судов рассмотрение споров по поводу выделения средств из бюджетов различных уровней. Что касается существа спора, то податель жалобы указывает на неправомерность судебного акта, ссылаясь при этом на то, что Федеральный закон "О ветеранах" на момент существования спорных правоотношений указывал, что расходы на реализацию прав и льгот должны были производиться за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации. Однако порядок возмещения соответствующих расходов установлен не был.
В судебном заседании представитель департамента финансов поддержал кассационную жалобу.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа, рассмотрев материалы дела, не находит оснований для отмены либо изменения решения и постановления апелляционной инстанции в связи со следующим.
Как усматривается из материалов дела, истец в соответствии со статьей 14 Федерального закона "О ветеранах" предоставил гражданам, проживающим в домах, находящихся в его ведении пятидесятипроцентную скидку на оплату жилья и коммунальные услуги в 1998 году.
Поскольку истец в результате предоставления вышеуказанной льготы недополучил доход от платы за жилые помещения и коммунальные услуги, он и обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
В соответствии со статьей 10 Федерального закона "О ветеранах", действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, расходы на реализацию прав и льгот, предоставляемых ветеранам данным законом, производятся за счет федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации. При этом порядок возмещения указанных расходов утверждается соответственно правительством Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Ответчик, оспаривая принятый судебный акт, ссылается на отсутствие порядка возмещения таких расходов, утвержденного соответствующими органами исполнительной власти. Однако отсутствие такого порядка не лишает истца возможности обратиться в арбитражный суд с иском о взыскании убытков Федерации, связанных с реализацией Федерального закона "О ветеранах", в соответствии со статьей 16 Гражданского кодекса Российской.
В соответствии со статьей 91 Федерального закона "О федеральном бюджете на 1998 год" из федерального бюджета производились расходы на предоставление отдельных льгот, установленных Федеральным законом "О ветеранах" (состав этих отдельных льгот, компенсацию которых берет на себя федеральный бюджет, прямо предусмотрен законом "О федеральном бюджете на 1998 год").
Вероятно, в тексте документа допущена опечатка: вместо "приложению 14 к Федеральному закону "О федеральном бюджете на 1998 год" следует читать "приложению 12 к Федеральному закону "О федеральном бюджете на 1998 год"
Статьей 117 Федерального закона "О федеральном бюджете на 1998 год" утверждены Федерации расходы на реализацию Федерального закона "О ветеранах", учтенные при расчете сумм финансовой помощи субъектам Российской Федерации из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской. По Тверской области такая сумма финансовой помощи, согласно приложению 14 к Федеральному закону "О федеральном бюджете на 1998 год" составила 253.030,9 тысяч рублей.
Поскольку федеральным законодательством был прямо закреплен состав льгот, предусмотренных Федеральным законом "О ветеранах", которые компенсируются федеральным бюджетом, следовательно в оставшейся части льготы должны быть компенсированы за счет бюджета Тверской области, что не противоречит статье 10 Федерального закона "О ветеранах".
Кассационная инстанция отклоняет довод кассационной жалобы о том, что суды первой и апелляционной инстанции не выяснили все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела. Материалами дела подтверждается обоснованность иска. Об этом свидетельствуют расчет убытков по каждому ветерану, надлежащим образом заверенные списки лиц, которые вправе пользоваться льготами и проживающими в домах, находящихся в ведении истца.
Также отклоняется довод кассационной жалобы о том, что, поскольку получаемые истцом суммы подлежат перечислению на специальный бюджетный счет и не остаются в его распоряжении, следовательно, недополучение этих сумм не является убытком для МУП "ДЕЗ N 1". В соответствии с пунктом 3 устава МУП "ДЕЗ N 1" предметом его деятельности является заключение договоров на сдачу в наем и аренду жилых и нежилых помещений, сбор доходов от сдачи в наем и аренду жилых и нежилых помещений, платы за капитальный ремонт и техническое обслуживание дома от арендаторов, владельцев и собственников помещений и строений, а также платежей за оказываемые коммунальные и прочие услуги. Таким образом, будучи специализированной организацией по эксплуатации муниципального жилья, истец вправе требовать компенсации расходов на предоставление льгот. Взаимоотношения же истца с учредителем по последующему распределению поступивших от деятельности истца денежных средств выходят за пределы настоящего спора.
В связи с изложенным суды первой и апелляционной инстанции правомерно удовлетворили заявленные исковые требования.
Кассационная инстанция отклоняет довод кассационной жалобы о том, что данный спор неподведомственен арбитражному суду, поскольку спорные правоотношения имеют бюджетный характер.
В соответствии со статьей 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Согласно статье 1071 того же кодекса в случаях, когда в соответствии с кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 названного кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
В связи с изложенным у кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены либо изменения обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьями 174, 175 и 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение от 04.08.2000 и постановление апелляционной инстанции от 27.10.2000 Арбитражного суда Тверской области по делу N 2723 оставить без изменения, а кассационную жалобу департамента финансов Тверской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.Ю. Скворцов |
З.А. Чертилина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 18 декабря 2000 г. N 2723
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника