Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 8 апреля 2002 г. N А56-32392/01
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Абакумовой И.Д., судей Кузнецовой Н.Г., Шевченко А.В.,
при участии от закрытого акционерного общества "Техномарин" Орловой Т.В., (доверенность от 26.03.2002), Бернштейн А.В. (доверенность от 04.04.2002), Сафронова В.Н. (доверенность от 04.04.2002),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Кировскому району Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27.12.2001 по делу N А56-32392/01 (судья Бойко А.Е.),
установил:
Закрытое акционерное общество "Техномарин" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском об обязании Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Кировскому району Санкт-Петербурга (далее - налоговая инспекция) признать исполненной обязанность Общества по уплате налогов платежными поручениями от 03.09.08 N 452, от 09.09.98 N 440, от 09.09.98 N 446, от 16.10.98 N 507, от 16.10.98 N 508, от 19.10.98, N 520, от 19.10.98 N 518, от 19.1098# N 522, от 19.10.98 N 516, от 19.10.98 N 521, от 19.10.98 N 517, от 19.10.98 N 523, от 19.10.98 N 519.
Решением суда от 27.12.2001 иск удовлетворен со ссылкой на статью 11 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации".
В апелляционном порядке дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить принятый судебный акт, ссылаясь на то, что суд неправомерно распространил на спорные правоотношения постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 12.10.98 N 24-П.
В судебном заседании представители Общества возражали против удовлетворения жалобы, указав на их необоснованность.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Из материалов дела следует, что Общество в сентябре и октябре 1998 года выставило в ОАО "Акционерный банк "Инкомбанк" платежные поручения на уплату налоговых платежей в общей сумме 97 063 руб.
Судом первой инстанции установлено, что указанная сумма списана со счета налогоплательщика, однако в бюджет не поступила.
Удовлетворяя исковые требования, суд правомерно исходил из следующего.
Согласно пункту 3 статьи 11 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений, обязанность юридического лица по уплате налога прекращается уплатой им налога либо отменой налога.
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 12.10.98 N 24-П признана неконституционной сложившаяся правоприменительная практика, предусматривающая прекращение обязанности налогоплательщика - юридического лица по уплате налога лишь с момента поступления соответствующих сумм в бюджет, а следовательно, допускающая возможность повторного взыскания с налогоплательщика не поступивших в бюджет налогов, что противоречит также требованиям статьи 6 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации".
В то же время в абзаце 1 пункта 1 названного постановления Конституционный Суд Российской Федерации признал положение пункта 3 статьи 11 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" соответствующим Конституции Российской Федерации, разъяснив, что с учетом конституционных норм это означает уплату налога со дня списания кредитным учреждением платежа с расчетного счета плательщика налога независимо от времени зачисления сумм на соответствующий бюджетный или внебюджетный счет.
Конституционный Суд Российской Федерации признал неконституционной не норму закона, а сложившуюся правоприменительную практику, в связи чем довод налогового органа о необходимости распространении постановления только на правоотношения, возникшие после его вынесения, является неосновательным.
Кроме того, в материалах дела отсутствуют доказательства недобросовестности истца при осуществлении операций по уплате налогов с использованием расчетного счета, открытого в "проблемном" банке.
Решение суда вынесено с соблюдением норм материального и процессуального права, и оснований для его отмены нет.
Руководствуясь статьями 174, пунктом 1 статьи 175 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27.12.2001 по делу N А56-32392/01 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Кировскому району Санкт-Петербурга - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.Д. Абакумова |
А.В. Шевченко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 8 апреля 2002 г. N А56-32392/01
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника