Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 23 марта 2006 г. N А26-6358/2005-14
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Коробова К.Ю., судей Кирейковой Г.Г. и Марьянковой Н.В.,
при участии от ГУ "Карельский территориальный фонд обязательного медицинского образования" Блиновой М.А. (доверенность от 10.10.2005 N 07/20-93), от ФГУ "СЗО МЦ Росздрава" Лазаренко Е.М. (доверенность от 31.03.2005 N 005),
рассмотрев 21.03.2006 в открытом судебном заседании кассационную жалобу государственного учреждения "Карельский территориальный фонд обязательного медицинского страхования" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 08.11.2005 по делу N А26-6358/2005-14 (судья Денисова И.Б.),
установил:
Карельский территориальный фонд обязательного медицинского страхования (далее - ФОМС, Фонд) обратился в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к федеральному государственному учреждению "Северо-Западный окружной медицинский центр Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию (далее - ФГУ "СЗОМЦ Росздрава", Учреждение) о взыскании 919 800 руб., составляющих сумму нецелевого использования средств обязательного медицинского страхования.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца привлечено Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Карелия Министерства финансов Российской Федерации.
Решением суда от 08.11.2005 в удовлетворении исковых требований отказано.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе ФОМС просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт.
При этом податель жалобы ссылается на следующее: медицинские учреждения обязаны использовать поступившие в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования (далее - ОМС) денежные средства только по тарифам, принятым в рамках тарифного соглашения по обязательному медицинскому страхованию на территории субъекта Российской Федерации; Экономическая классификация расходов предусматривает в составе подлежащих финансированию за счет средств ОМС только пять статей: расходы на оплату труда, начисления на оплату труда, медикаменты и перевязочные средства, продукты питания, мягкий инвентарь и обмундирование; использование средств ОМС на оплату видов расходов, не включенных в структуру тарифов, является нецелевым; действующим законодательством предусмотрено, что в случае нецелевого использования средств обязательного медицинского страхования соответствующие суммы подлежат восстановлению.
В отзыве на кассационную жалобу ФГУ "СЗОМЦ Росздрава" просит решение суда оставить без изменения.
В судебном заседании представитель Фонда подтвердил доводы, изложенные в кассационной жалобе. Представитель Учреждения обратился с просьбой отказать в ее удовлетворении.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, в период с 14 марта по 18 апреля 2005 года Территориальным управлением Федеральной службы финансовобюджетного надзора в Республике Карелия проведена плановая ревизия финансово-хозяйственной деятельности Пиндушской больницы ФГУ "СЗОМЦ Росздрава" за 2004 год.
В ходе проверки выявлено нецелевое использование средств ОМС на сумму 919 800 руб. Результаты проверки зафиксированы в акте от 18.04.2005, на основании которого в отношении Пиндушской больницы ФГУ "СЗОМЦ Росздрава" вынесено предписание от 30.05.2005 N 02-23-58 об устранении нарушений в использовании средств ОМС.
Неисполнение указанного предписания в установленные в нем сроки послужило основанием для обращения ФОМС с настоящим иском в арбитражный суд.
В соответствии с частью 2 статьи 9 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" порядок расходования средств, уплачиваемых в государственные социальные внебюджетные фонды, а также условия, связанные с использованием этих средств, устанавливаются законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании.
Отношения в области обязательного медицинского страхования регулируются Законом Российской Федерации от 28.06.1991 N 1499-1 "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" (далее - Закон от 28.06.1991 N 1499-1).
В силу статьи 1 названного Закона обязательное медицинское страхование является составной частью государственного социального страхования и обеспечивает всем гражданам Российской Федерации равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой за счет средств обязательного медицинского страхования в объеме и на условиях, соответствующих программам обязательного медицинского страхования.
Пунктом 10 Временного порядка финансового взаимодействия и расходования средств в системе обязательного медицинского страхования граждан, утвержденного Федеральным фондом обязательного медицинского страхования 05.04.2001 N 1518/21-1, по согласованию с Министерством здравоохранения Российской Федерации от 06.04.2001 N 2510/3586-01-34 и Министерством финансов Российской Федерации от 27.04.2001 N 12-03-14, предусмотрено, что оплата медицинской помощи в рамках территориальной программы ОМС осуществляется по тарифам, принятым в рамках тарифного соглашения по обязательному медицинскому страхованию на территории субъекта Российской Федерации.
Согласно статье 24 Закона от 28.06.1991 N 1499-1 тарифы на медицинские услуги при обязательном медицинском страховании определяются соглашением между страховыми медицинскими организациями, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и профессиональными медицинскими ассоциациями.
На территории Республики Карелия тарифы утверждаются Республиканской межведомственной (согласительной) комиссией по обязательному медицинскому страхованию (далее - Согласительная комиссия), которая является координационным рабочим органом, обеспечивающим взаимодействие органов исполнительной власти Республики Карелия и заинтересованных организаций по вопросам обязательного медицинского страхования.
Решения, принимаемые данной комиссией, в пределах ее компетенции и в рамках действующего законодательства, в силу Положения о Республиканской межведомственной (согласительной) комиссии по обязательному медицинскому страхованию, утвержденного постановлением Правительства Республики Карелия от 11.01.2000 N 7, являются обязательными для органов исполнительной власти Республики Карелия и организаций, которым предписывается выполнение принятых решений.
Как видно из материалов дела, в целях упорядочения направления расходования средств ОМС Согласительной комиссией были приняты решения от 07.02.2003 N 5 и от 04.06.2004 N 10, которыми лечебно-профилактическим учреждениям, работающим в системе обязательного медицинского страхования, разрешалось производить не включенные в состав тарифа расходы по кодам 110300 - 111000, 240120 статей Экономической классификации в объемах до 30% с 07.02.2003 и до 20% с 01.07.2004 от средств, полученных названными учреждениями за оказанные медицинские услуги в системе ОМС.
Кроме того, в соответствии с пунктом 1.3 решения правления Карельского территориального фонда обязательного медицинского страхования от 01.03.2002 расходование лечебно-профилактическими учреждениями средств ОМС по названным выше кодам статей Экономической классификации расходов не подлежит квалификации как нецелевое использование этих средств.
При таком положении суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что установленное в акте ревизии от 18.04.2005 расходование Пиндушской больницей ФГУ "СЗОМЦ Росздрава" денежных средств в сумме 919 800 руб., полученных за оказанные медицинские услуги в системе ОМС в период с 01.12.2004 по 31.12.2004, осуществлялось в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок расходования таких средств.
Ссылка подателя жалобы на Методические рекомендации по порядку формирования и экономического обоснования территориальных программ государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, утвержденные Министерством здравоохранения Российской Федерации 28.08.2001 N 2510/9257-01 совместно с Федеральным фондом обязательного медицинского страхования 28.08.2001 N 3159/40-1 по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации 28.08.2001 N 12-03-03, согласно которым из средств ОМС по Территориальной программе ОМС финансируются лишь такие виды расходов, как оплата труда, начисления на оплату труда, медикаменты и перевязочные средства, продукты питания, мягкий инвентарь и обмундирование, не может быть принята судом во внимание.
Данные Методические рекомендации не исключают возможность включения в состав тарифа на медицинские и иные услуги по обязательному медицинскому страхованию оспариваемых в настоящем деле статей расходов при условии отсутствия задолженности по заработной плате (с начислениями) и утверждении платежей на обязательное медицинское страхование неработающих граждан субъектов Российской Федерации.
Нарушения указанных условий со стороны Пиндушской больницы ФГУ "СЗОМЦ Росздрава" Фондом при проведении проверки не выявлено.
В силу изложенного суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 08.11.2005 по делу N А26-6358/2005-14 оставить без изменения, а кассационную жалобу государственного учреждения "Карельский территориальный фонд обязательного медицинского страхования" - без удовлетворения.
Председательствующий |
К.Ю. Коробов |
Н.В. Марьянкова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 23 марта 2006 г. N А26-6358/2005-14
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника