Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 13 марта 2006 г. N А21-8388/04-С2
См. также постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 13 марта 2006 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе
председательствующего Кустова А.А.,
судей Афанасьева С.В., Тарасюка И.М.,
рассмотрев 07.03.2006 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации на решение Арбитражного суда Калининградской области от 10.08.2005 (судья Валова А.Ю.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.12.2005 (судьи Мельникова НА, Полубехина Н.С., Попова Н.М.) по делу N А21-8388/04-С2,
установил:
Муниципальное унитарное предприятие "Калининградтеплосеть" (далее - Предприятие) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с иском к администрации Московского района города Калининграда о взыскании (с учетом уточнения исковых требований) 352 048 руб. 05 коп. расходов, понесенных в результате предоставления инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, льгот по оплате коммунальных услуг в 2003-2004 годах во исполнение Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон).
Определениями от 22.10.2004 и 27.12.2004 к участию в деле в качестве ответчиков привлечены мэрия города Калининграда, Комитет по финансам и контролю мэрии города Калининграда, Главное управление по бюджету и финансам администрации Калининградской области, Министерство финансов Российской Федерации (далее - Минфин РФ).
Определением от 24.02.2005 мэрия города Калининграда, Комитет по финансам и контролю мэрии города Калининграда, администрация Московского района города Калининграда исключены из числа ответчиков и привлечены к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора.
Решением от 10.08.2005 исковые требования Предприятия удовлетворены частично путем взыскания 345 784 руб. 94 коп. за счет казны Российской Федерации. В остальной части иска отказано. В отношении Главного управления по бюджету и финансам администрации Калининградской области принят отказ от иска, производство по делу в этой части прекращено.
Постановлением апелляционной инстанции от 08.12.2005 решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Минфин РФ просит обжалуемые судебные акты отменить как вынесенные с нарушением норм материального права. По мнению подателя жалобы, наличие остатков не использованных Калининградской областью денежных средств свидетельствует о том, что денежных средств, выделенных из федерального бюджета, было достаточно для компенсации расходов предприятий, оказывающих льготные услуги. Кроме того, Минфин РФ считает, что суд неправильно определил сумму налога на добавленную стоимость, подлежащую исключению из размера иска.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Предприятие с 2003 по 2004 год в соответствии с Законом при взимании платы за коммунальные услуги учитывало льготу в размере 50%, предусмотренную для соответствующих категорий граждан, проживающих на территории Московского района города Калининграда. Возникновение в связи с этим у истца расходов в заявленном размере послужило основанием для его обращения в арбитражный суд.
Факт предоставления льгот и их размер подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами.
В соответствии со статьей 4 Закона установление федеральных льгот отдельным категориям инвалидов и формирование показателей федерального бюджета по расходам на социальную защиту инвалидов относится к компетенции федеральных органов государственной власти.
Согласно пунктам 14 и 15 статьи 5 Закона к ведению органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области социальной защиты инвалидов относится установление льгот инвалидам или отдельным категориям инвалидов на территории субъектов Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, формирование бюджетов субъектов Российской Федерации в части расходов на социальную защиту инвалидов.
Законом предусмотрено, что порядок предоставления указанных льгот определяется Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 16 Правил финансирование расходов, связанных с реализацией льгот для данной категории граждан, по государственному жилищному фонду, находящемуся в собственности субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, осуществляется в порядке, установленном субъектами Российской Федерации и органами местного самоуправления, а по жилищному фонду, находящемуся в федеральной собственности, - за счет средств федерального бюджета.
Суды первой и апелляционной инстанций, установив, что Калининградской области из Федерального фонда компенсаций выделены все денежные средства, предусмотренные в федеральном бюджете на 2003 и 2004 годы на реализацию Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" в части оплаты жилья и коммунальных услуг, и они израсходованы в соответствии с целевым назначением, пришел к выводу о том, что понесенные истцом расходы подлежат возмещению за счет казны Российской Федерации.
Довод подателя жалобы о наличии у Калининградской области остатка неиспользованных денежных средств, поступивших из федерального бюджета, кассационной инстанцией не принимается как не подтвержденный соответствующими доказательствами. Кроме того, этот довод не заявлялся Минфином РФ при рассмотрении дела судом первой инстанции, поэтому суд не дал ему оценки.
Суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в решении или постановлении судов первой и апелляционной инстанций.
Довод подателя жалобы о неправильном исчислении суммы налога на добавленную стоимость не принимается кассационной инстанцией по тем же основаниям. Кроме того, Минфин РФ не представил доказательств, того что излишне полученные Предприятием денежные средства (если этот факт имел место) не перечислены в федеральный бюджет.
Ввиду вышеизложенного оснований для отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 10.08:2005 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.12.2005 по делу N А21-8388/04-С2 оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.А. Кустов |
И.М. Тарасюк
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 13 марта 2006 г. N А21-8388/04-С2
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника