Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 29 марта 2006 г. N А26-1556/2005-17
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 15 марта 2006 г.
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 14 марта 2006 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе
председательствующего Кустова А.А.,
судей Афанасьева С.В., Сосниной О.Г.,
при участии от Министерства финансов Республики Карелия Долгова Ю.В. (доверенность от 15.09.2005),
рассмотрев 28.03.2006 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Республики Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 20.05.2005 (судья Тойвонен И.Ю.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.12.2005 (судьи Полубехина Н.С., Горбик В.М., Мельникова Н.А.) по делу N А26-1556/2005-17,
установил:
Петрозаводское муниципальное унитарное предприятие "Троллейбусное управление" (далее - Предприятие) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к Министерству финансов Республики Карелия (далее - Минфин РК) о взыскании 1 061 372 руб. (с учетом уменьшения размера иска) задолженности по возмещению расходов, связанных с предоставлением льгот по оплате проезда в общественном транспорте лицам, имеющим право на льготу в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 05.05.1992 N 431 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей" (далее - Указ) в 2004 году.
Определением от 20.04.2005 к участию в деле в качестве второго ответчика привлечено Министерство финансов Российской Федерации (далее - Минфин РФ).
Решением от 20.05.2005 исковые требования Предприятия частично удовлетворены путем взыскания компенсационных выплат за период с января по декабрь 2004 года в сумме 1 061 372 руб. с Минфина РК за счет казны Республики Карелия.
В иске к Минфину РФ отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 08.12.2005 решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Минфин РК просит отменить обжалуемые судебные акты как вынесенные с нарушением норм материального права. По мнению подателя жалобы, расходы истца должны быть компенсированы за счет казны Российской Федерации.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Предприятие в 2001-2004 годах в соответствии с Указом предоставляло право на льготный проезд в общественном транспорте отдельным категориям граждан города Петрозаводска.
Возникновение некомпенсированных расходов в сумме 1 061 372 руб., связанных с предоставлением льготного проезда, послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд.
Удовлетворяя исковые требования за счет казны Республики Карелия, суд обеих инстанций полагал, что Республика Карелия, предусмотрев в своем бюджете на 2004 год средства на реализацию Указа, приняла на себя обязательства по финансированию затрат предприятий, связанных с предоставлением бесплатного проезда членам многодетных семей.
Кассационная инстанция считает этот вывод неправомерным.
Льгота по бесплатному проезду на внутригородском транспорте для многодетных семей установлена федеральным законодателем, и именно в соответствии с Указом истец предоставлял указанную льготу. Республика Карелия закон об установлении такой льготы не принимала.
Тот факт, что в бюджете Республики Карелия, исходя из возможностей, этого субъекта Российской Федерации, были выделены денежные средства на реализацию льгот по бесплатному проезду для многодетных семей, установленных Указом, до надлежащего урегулирования возникающих при этом правоотношений федеральным законом, предусматривающим распределение соответствующих расходов между бюджетами всех уровней, не перекладывает на бюджет Республики Карелия бремя по финансированию этих расходов в полном объеме.
При таких обстоятельствах лицом, обязанным компенсировать расходы истца, является Российская Федерация в лице ее финансового органа - Минфина РФ.
Вместе с тем суд не учел, что истцом не были представлены доказательства, подтверждающие его фактические расходы на транспортное обслуживание льготной категории граждан. Сумма иска рассчитана по методике, утвержденной постановлением Правительства Республики Карелия от 27.02.2004 N 17-П "О мерах по реализации Закона Республики Карелия "О бюджете Республики Карелия на 2004 год" и утверждении перечня главных распорядителей средств бюджета Республики Карелия на 2004 год". Однако данная методика может применяться только при расчете льгот, предусмотренных законодательством Республики Карелия.
В ходе судебного разбирательства было установлено, что истец не вел учет перевозимых граждан, имеющих право на льготу. Таким образом, истец не доказал фактические расходы, понесенные им при предоставлении льгот по провозной плате, предусмотренных федеральным законодательством.
В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Поскольку истец не представил доказательства, подтверждающие правомерность заявленного требования, следовательно, отсутствуют основания для удовлетворения иска.
Принимая во внимание изложенное, руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 20.05.2005 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.12.2005 по делу N А26-1556/2005-17 отменить.
В иске отказать.
Взыскать с Петрозаводского муниципального унитарного предприятия "Троллейбусное управление" в доход федерального бюджета 1000 руб. государственной пошлины по кассационной жалобе.
Председательствующий |
А.А. Кустов |
О.Г. Соснина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 29 марта 2006 г. N А26-1556/2005-17
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника