Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 22 марта 2006 г. N А56-29358/2005
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 6 февраля 2006 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Сосниной О.Г., судей Кустова А.А., Тарасюка И.М.,
при участии в судебном заседании от Комитета финансов Санкт-Петербурга Боголюбовой Т.В. (доверенность от 26.12.2005),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу товарищества собственников жилья "Сикейроса 21-4" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24.10.2005 по делу N А56-29358/2005 (судья Кузнецов М.В.),
установил:
Товарищество собственников жилья "Сикейроса 21-4" (далее - Товарищество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к Управлению Комитета финансов Санкт-Петербурга по Выборгскому району об обязании предоставить Товариществу 15 596 руб. 33 коп. субсидий на покрытие убытков от эксплуатации жилого дома, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, ул. Сикейроса, д. 21, корп. 4, за период с июля по декабрь 2004 года.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Комитет финансов Санкт-Петербурга и Жилищный комитет Санкт-Петербурга.
На основании постановления Правительства Санкт-Петербурга от 18.11.2003 N 41 "О формировании исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга" территориальные финансовые управления администрации Санкт-Петербурга реорганизованы в форме присоединения к Комитету финансов Санкт-Петербурга. В связи с этим 10.10.2005 в предварительном судебном заседании арбитражный суд произвел замену ответчика (Управление Комитета финансов Санкт-Петербурга по Выборгскому району) на Комитет финансов Санкт-Петербурга.
Решением от 24.10.2005 в удовлетворении иска отказано.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Товарищество просит отменить принятое по делу решение, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.
В отзыве на кассационную жалобу Комитет финансов Санкт-Петербурга просил оставить кассационную жалобу без удовлетворения, считая несостоятельными изложенные в ней доводы.
Товарищество и Жилищный комитет Санкт-Петербурга надлежащим образом извещены о времени и месте слушания дела, однако в судебное заседание своих представителей не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
В судебном заседании представитель Комитета финансов Санкт-Петербурга поддержал доводы, изложенные в отзыве на кассационную жалобу.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационной инстанции.
В соответствии со статьей 15.4 Федерального закона от 24.12.1992 N 4218-1 "Об основах федеральной жилищной политики", действовавшего в спорный период, субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг членам жилищных, жилищностроительных кооперативов, товариществ собственников жилья, собственникам жилых помещений, гражданам, проживающим в общежитиях, входящих в жилищный фонд независимо от форм собственности, и имеющим право на получение указанных субсидий, предоставляются в соответствии с положением о предоставлении субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, утверждаемым Правительством Российской Федерации.
Размер предоставляемой гражданину субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг рассчитывается исходя из устанавливаемых в соответствии со стандартами оплаты жилья и коммунальных услуг цен на содержание и ремонт жилья, наем жилого помещения в государственном или муниципальном жилищном фонде, предоставляемого по договорам социального найма, и тарифов на коммунальные услуги, оказываемые гражданам, проживающим в жилых помещениях в жилищном фонде независимо от форм собственности.
Органы государственной власти субъекта Российской Федерации с учетом своего социально-экономического развития устанавливают порядок и условия предоставления субсидий на территории субъекта Российской Федерации. Указанные порядок и условия не должны ухудшать положение граждан по сравнению с положением граждан, которым субсидии предоставляются в соответствии с положением о предоставлении субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, утверждаемым Правительством Российской Федерации.
Органы местного самоуправления, органы государственной власти города федерального значения Москвы и органы государственной власти города федерального значения Санкт-Петербурга в установленном порядке обеспечивают предоставление гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг.
Возмещение затрат, связанных с предоставлением гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, осуществляется за счет средств местных бюджетов, бюджетов городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и передаваемой им на эти цели финансовой помощи соответственно из бюджетов субъектов Российской Федерации, федерального бюджета в межбюджетных отношениях в объеме, устанавливаемом законами о бюджетах соответствующих уровней бюджетной системы Российской Федерации на очередной финансовый год.
В июле и августе 2004 года действовало Положение о предоставлении гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.1999 N 887 (далее - Положение N 1).
В соответствии с пунктами 5, 7 Положения N 1 субсидии предоставлялись гражданам, проживающим в домах (включая общежития), относящихся к жилищному фонду, независимо от формы собственности, в безналичной форме в виде уменьшения их платы за жилье и коммунальные услуги. Порядок выделения и учета средств, направляемых на предоставление субсидий, устанавливался органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
В период с сентября по декабрь 2004 года действовало Положение о предоставлении субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2004 N 444 (далее - Положение N 2).
В соответствии с Положением N 2 субсидии предоставлялись собственнику жилого помещения, в том числе члену товарищества собственников жилья (подпункт "г" пункта 3 Положения N 2). До перехода к перечислению субсидий на персонифицированные социальные счета размер начисленных платежей за жилье и (или) коммунальные услуги, подлежащие оплате получателями субсидии, уменьшается на размер предоставленных субсидий (пункт 41 Положения N 2).
Финансирование расходов, связанных с предоставлением субсидий, осуществляется за счет средств местных бюджетов, бюджетов городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и передаваемой им на эти цели финансовой помощи соответственно из бюджетов субъектов Российской Федерации в объемах, устанавливаемых законами о бюджетах соответствующего уровня бюджетной системы Российской Федерации на очередной финансовый год (пункт 42 Положения N 2).
Порядок перечисления субсидий на персонифицированные счета граждан (до перехода к перечислению субсидий на персонифицированные счета - порядок возмещения организациям жилищно-коммунального хозяйства расходов в связи с предоставлением гражданам субсидий) устанавливается органами местного самоуправления и органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга (пункт 46 Положения N 2).
Распоряжением Комитета по содержанию жилищного фонда и Комитета финансов администрации Санкт-Петербурга от 30.12.2002 N 12-р/91-р утверждено Временное положение о порядке расчета и предоставления субсидий на работы и услуги по содержанию и текущему ремонту жилищного фонда Санкт-Петербурга, находящегося в управлении уполномоченных собственниками управляющих организаций (далее - Временное положение). Распоряжением Комитета по содержанию жилищного фонда и Комитета финансов администрации Санкт-Петербурга от 30.12.2003 N 29-р/78-р действие Временного положения продлено на 2004 год.
Временным положением утверждены основания и порядок возмещения товариществам собственников жилья затрат по содержанию и текущему ремонту общего имущества жилых домов товариществ, связанных с предоставлением гражданам, членам товариществ собственников жилья, субсидий на оплату жилищных услуг.
В силу части первой статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Между тем в материалах дела не имеется и суду не представлено доказательств, должным образом свидетельствующих о соблюдении истцом установленного порядка обращения за предоставлением субсидий.
Кроме того, в соответствии с пунктом 1.5 Временного положения субсидии не предоставляются в отношении жилых помещений, плата за содержание и текущий ремонт которых начисляется не по утвержденным ставкам для населения.
Из материалов дела усматривается и истцом не оспорено, что плата за содержание и текущий ремонт жилья начислялась членам Товарищества не по ставкам, утвержденным для населения органами государственной власти Санкт-Петербурга.
Довод подателя жалобы о том, что затраты товарищества собственников жилья по содержанию и ремонту общего имущества жилого дома, связанные с предоставлением гражданам, членам товарищества, субсидий по оплате жилищных услуг, должны возмещаться независимо от размеров ставок, по которым начислялась плата за содержание и ремонт жилья, не находит подтверждения в материалах дела и не соответствует названным нормам права.
Вероятно, в тексте документа допущена опечатка: вместо "Пунктом 3 статьи 10 Закона Санкт-Петербурга от 04.07.2001 N 572-73" следует читать "Пунктом 4 статьи 10 Закона Санкт-Петербурга от 16.07.2001 N 572-73"
Пунктом 3 статьи 10 Закона Санкт-Петербурга от 04.07.2001 N 572-73 "О жилищной политике Санкт-Петербурга" (в редакции, действовавшей в спорный период) предусмотрено, что поддержка товариществ собственников жилья в процессе содержания и текущего ремонта жилых домов осуществляется в форме прямой бюджетной поддержки, предусмотренной статьей 9 указанного Закона Санкт-Петербурга. Согласно пункту 1 названной статьи Закона поддержка Санкт-Петербургом содержания жилых домов осуществляется в виде бюджетных субсидий (дотаций), устанавливаемых по ежегодным нормативам, дифференцированным в зависимости от типа и состояния жилых домов. Перечисление соответствующих бюджетных средств осуществляется непосредственно организации, управляющей данным жилым домом, на основе заключенного с ней договора.
Пунктом 2 статьи 35 Закона Санкт-Петербурга от 09.12.2003 N 676-101 "О бюджете Санкт-Петербурга на 2004 год" приостановлено на период с 1.01.2004 по 31.12.2004 действие пункта 1 статьи 9 Закона Санкт-Петербурга от 04.07.2001 N 572-73 "О жилищной политике Санкт-Петербурга".
Статьей 3 Закона Санкт-Петербурга от 29.11.2004 N 578-81 "О бюджете Санкт-Петербурга на 2005 год" (далее - Закон Санкт-Петербурга о бюджете на 2005 год) утверждена ведомственная структура расходов бюджета Санкт-Петербурга на 2005 год, в которой возмещение товариществам собственников жилья затрат, связанных с предоставлением гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, предусмотрено отдельной строкой по коду целевой бюджетной статьи 3500012 "Убытки от эксплуатации жилищного фонда жилищных и жилищно-строительных кооперативов, товариществ собственников жилья и иных объединений собственников недвижимости в жилищной сфере". В соответствии с ведомственной структурой расходов бюджета главным распорядителем средств бюджета Санкт-Петербурга по Выборгскому району, на территории которого находится домовладение Товарищества, является администрация Выборгского района.
Согласно статье 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель средств бюджета субъекта Российской Федерации, средств местного бюджета - орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, бюджетное учреждение, имеющие право распределять бюджетные средства по подведомственным распорядителям и получателям средств бюджета субъекта Российской Федерации, средств местного бюджета, определенные ведомственной классификацией расходов соответствующего бюджета. Главный распорядитель бюджетных средств составляет бюджетную роспись, распределяет лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств и исполняет соответствующую часть бюджета.
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Закона Санкт-Петербурга о бюджете на 2005 год бюджет Санкт-Петербурга исполняется по казначейской системе с использованием лицевых счетов бюджетных средств в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и Санкт-Петербурга.
Организация и исполнение бюджета Санкт-Петербурга осуществляются исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга, на который в установленном законом порядке возложены полномочия по составлению и исполнению бюджета Санкт-Петербурга (пункт 2 статьи 4 Закона Санкт-Петербурга о бюджете на 2005 год).
Таким органом в соответствии с постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 05.05.2004 N 721 является Комитет финансов Санкт-Петербурга.
Вероятно, в тексте документа допущена опечатка: вместо "пункты 3, 4 Закона Санкт-Петербурга о бюджете на 2005 год" следует читать "пункты 3, 4 статьи 4 Закона Санкт-Петербурга о бюджете на 2005 год"
Комитет финансов Санкт-Петербурга осуществляет кассовое обслуживание исполнения бюджета Санкт-Петербурга, а также открывает и ведет лицевые счета бюджетных средств главных распорядителей средств бюджета Санкт-Петербурга и получателей средств бюджета Санкт-Петербурга (пункты 3, 4 Закона Санкт-Петербурга о бюджете на 2005 год).
Согласно статье 215 Бюджетного кодекса Российской Федерации казначейское исполнение бюджетов означает следующее: на органы исполнительной власти возлагаются организация исполнения и исполнение бюджетов, управление счетами бюджетов и бюджетными средствами. Указанные органы являются кассирами всех распорядителей и получателей бюджетных средств и осуществляют платежи за счет бюджетных средств от имени и по поручению бюджетных учреждений.
Аналогичное правило содержится в Инструкции о порядке финансирования расходов бюджета Санкт-Петербурга и ведения лицевых счетов бюджетных учреждений 'при казначейской системе исполнения бюджета Санкт-Петербурга, утвержденной распоряжением Комитета финансов Санкт-Петербурга от 26.04.2001 N 45-р, в редакции, действовавшей в спорный период. Согласно пункту 1.3 названной Инструкции Комитет финансов Санкт-Петербура осуществляет платежи за счет бюджетных средств от имени и по поручению бюджетных учреждений. Бюджетные учреждения расходуют бюджетные средства исключительно через лицевые счета бюджетных учреждений, которые ведутся комитетом финансов (пункт 1.4 Инструкции).
Таким образом, Комитет финансов Санкт-Петербурга не мог осуществить выплату субсидии Товариществу без указания главного распорядителя бюджетных средств по Выборгскому району Санкт-Петербурга, каковым является администрация Выборгского района Санкт-Петербурга. Такого указания не имелось, поскольку, как видно из материалов дела, Товарищество в установленном порядке за предоставлением субсидий к администрации Выборгского района не обращалось.
Довод подателя кассационной жалобы о том, что для выплаты ему субсидии не требовалось указания главного распорядителя средств бюджета Санкт-Петербурга по Выборгскому району, поскольку органом, уполномоченным производить такие выплаты, является Комитет финансов Санкт-Петербурга, противоречит вышеназванным нормам права.
Обстоятельства, установленные судом первой инстанции, не подлежат переоценке судом кассационной инстанции.
Нарушений или неправильного применения судом норм материального либо процессуального права, которые привели к принятию неправильного судебного акта, кассационная инстанция не усматривает.
С учетом изложенного кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24.10.2005 по делу N А56-29358/2005 оставить без изменения, а кассационную жалобу товарищества собственников жилья "Сикейроса 21-4" - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.Г. Соснина |
И.М. Тарасюк
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 22 марта 2006 г. N А56-29358/2005
Текст определения предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника