Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 4 апреля 2006 г. N А52-5615/2005/2
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кузнецовой Н.Г., судей Самсоновой Л.А. и Шевченко А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Псковской области на решение Арбитражного суда Псковской области от 07.12.2005 по делу N А52-5615/2005/2 (судья Радионова И.М.),
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Трэк" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Псковской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Псковской области (далее - налоговая инспекция) от 20.07.2005 N 16-02/1711 в части отказа в возмещении из бюджета 445 585 руб. налога на добавленную стоимость по декларации за 1 квартал 2005 года по экспортным операциям.
Решением суда первой инстанции от 07.12.2005 требования Общества удовлетворены.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить решение суда и отказать Обществу в удовлетворении заявленного требования, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права - положений пункта 1 статьи 171, пункта 1 статьи 172, пункта 4 статьи 168 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ). Податель жалобы считает, что им обоснованно отказано в возмещении 445 434 руб. налога на добавленную стоимость, уплаченного поставщикам товаров (работ, услуг), относящихся к операции реализации товаров на экспорт, поскольку Общество не представило в налоговый орган кассовые чеки, которые являются первичным учетным документом,
подтверждающим оплату товаров (работ, услуг). Кроме того, у суда не имелось оснований для подтверждения права Общества на вычет 151 руб. налога на добавленную стоимость, уплаченного ООО "Упаковочные материалы": в нарушение требований пункта 4 статьи 168 НК РФ в кассовом чеке от 09.02.2005 сумма налога не выделена отдельной строкой.
Стороны о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, однако представители в суд не явились, поэтому жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемого решения суда проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, во исполнение контрактов, заключенных с иностранными фирмами, Общество реализовало на экспорт пиломатериалы. Собрав комплект предусмотренных пунктом 1 статьи 165 НК РФ документов, Общество 20.04.2005 представило в налоговую инспекцию декларацию по налогу на добавленную стоимость за 1 квартал 2005 года по экспортным операциям. В декларации Общество указало выручку от реализации продукции на экспорт, облагаемую налогом по ставке 0 процентов, а также предъявило к возмещению из бюджета суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные поставщикам товаров (работ, услуг), относящиеся к операциям реализации товаров на экспорт; а также суммы налога, ранее уплаченные с авансов.
Для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов Общество представило в налоговую инспекцию документы, предусмотренные пунктом 1 статьи 165 и пунктом 1 статьи 172 НК РФ.
Налоговая инспекция провела камеральную проверку полученных документов, по результатам которой вынесла решение от 20.07.2005 N 16-02/1711 о возмещении Обществу из бюджета 61 917 руб. налога на добавленную стоимость по декларации за 1 квартал 2005 года. В возмещении из бюджета 445 585 руб. налога налогоплательщику отказано.
Принимая такое решение, налоговый орган исходил из неправомерного включения Обществом в состав налоговых вычетов 151 руб. налога на добавленную стоимость, факт уплаты которого ООО "Упаковочные материалы" за приобретенные товары не подтвержден в установленном порядке. В нарушение требований пункта 4 статьи 168 НК РФ в кассовом чеке от 09.02.2005 сумма налога на добавленную стоимость не выделена отдельной строкой. Налоговая инспекция признала также неправомерным включение Обществом в состав налоговых вычетов 445 434 руб. налога на добавленную стоимость по приобретенным у ООО "Экспромт" и АСМАП за наличный расчет товарам. По мнению налогового органа, приходные кассовые ордера без чеков контрольно-кассовой техники не могут служить доказательством оплаты товаров, в том числе налога на добавленную стоимость. Кроме того, при проведении встречных проверок поставщиков товаров установлено, что один из них ООО "Экспромт" - налог на добавленную стоимость за соответствующий налоговый период не исчислил и не уплатил в бюджет, с 2004 года не представляет налоговую отчетность в налоговый орган.
Общество, считая решение налогового органа незаконным в части отказа в возмещении из бюджета 445 585 руб. налога на добавленную стоимость за 1 квартал 2005 года, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции признал недействительным решение налогового органа от 20.07.2005 N 16-02/1711 в обжалованной части, признав доказанным право Общества на возмещение спорной суммы налога на добавленную стоимость.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, доводы жалобы налоговой инспекции и проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы налоговой инспекции и отмены решения суда.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 164 НК РФ налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при реализации товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ.
Право налогоплательщика на возмещение налога на добавленную стоимость из бюджета и порядок реализации этого права при экспорте товаров (работ, услуг) установлены статьями 165, 171, пунктами 1 и 3 статьи 172, пунктом 4 статьи 176 НК РФ. Согласно названным нормам для подтверждения права на возмещение сумм налога на добавленную стоимость путем зачета или возврата из бюджета налогоплательщик обязан представить в налоговый орган отдельную декларацию по ставке 0 процентов с предусмотренными статьей 165 НК РФ документами.
В данном случае Общество вместе с декларацией по ставке 0 процентов за I квартал 2005 года представило в налоговую инспекцию полный пакет документов, перечисленных в пункте 1 статьи 165 НК РФ. Этот факт не оспаривается налоговым органом. О наличии недостатков в оформлении полученных от Общества документов налоговая инспекция не заявляет.
Как указано в пунктах 1 и 2 статьи 171 НК РФ, налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 НК РФ, на установленные этой статьей налоговые вычеты. Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации в отношении товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 НК РФ, а также товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи. Налоговые вычеты согласно пункту 1 статьи 172 НК РФ производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг) и документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога, предъявленных налогоплательщику и уплаченных при приобретении товаров (работ, услуг) после принятия этих товаров (работ, услуг) к учету.
Таким образом, в силу названных норм Кодекса налогоплательщик-экспортер обязан представить в налоговый орган не только документы, предусмотренные статьей 165 НК РФ, а также документы, подтверждающие право на применение налоговых вычетов при осуществлении экспортных операций (счета-фактуры, выставленные продавцами при приобретении им товаров, работ, услуг; документы, подтверждающие фактическую уплату сумм налога; первичные документы, подтверждающие факт приобретения и принятия на учет товаров, работ, услуг).
Представленные налогоплательщиком документы должны отвечать установленным требованиям и содержать достоверные сведения об обстоятельствах, с которыми законодательство связывает определенные правовые последствия.
Налоговый орган обязан провести проверку обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов и вправе при необходимости истребовать дополнительные сведения, соответствующие объяснения и документы у налогоплательщика и у иных лиц, располагающих информацией о деятельности налогоплательщика.
Суд первой инстанции, оценив представленные сторонами документы, установил наличие у Общества надлежащим образом оформленных документов, подтверждающих право на налоговые вычеты, в том числе счетов-фактур, в которых налог на добавленную стоимость выделен отдельной строкой, а также первичных документов, подтверждающих факт оприходования (принятия на учет) приобретенных у ООО "Экспромт", ООО "Упаковочные материалы" и АСМАП товаров, и их оплаты.
Кассационная инстанция считает такой вывод суда соответствующим имеющимся в деле документам.
В соответствии с пунктами 1, 3 и 4 статьи 168 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг) налогоплательщик дополнительно к цене (тарифу) реализуемых товаров (работ, услуг) обязан предъявить к оплате покупателю этих товаров (работ, услуг) соответствующую сумму налога. В расчетных документах, в том числе в реестрах чеков и реестрах на получение средств с аккредитива, первичных учетных документах и в счетах-фактурах, соответствующая сумма налога выделяется отдельной строкой.
Приведенные нормы права не конкретизируют документы, которые могут являться подтверждением фактической уплаты налога в составе платежей за приобретенный товар.
Как следует из пункта 2 статьи 861 Гражданского кодекса Российской Федерации расчеты между юридическими лицами, а также расчеты с участием граждан, связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, могут производиться как в безналичном порядке, так и наличными деньгами, если иное не установлено законом.
Федеральным законом от 22.05. 2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" предусмотрено применение на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг, контрольно-кассовой техники, включенной в Государственный реестр (статья 2). В пункте 3 названной статьи перечислены виды деятельности и случаи, когда организации и индивидуальные предприниматели в силу специфики своей деятельности либо особенностей своего местонахождения могут производить наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники.
Кроме того, в соответствии с пунктом 13 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденного решением Совета Директоров Центрального банка Российской Федерации от 22.09.1993 N 40 (в редакции от 26.02.1996), прием наличных денег кассами предприятий производится по приходным кассовым ордерам, подписанным главным бухгалтером или лицом, на это уполномоченным письменным распоряжением руководителя предприятия. О приеме денег выдается квитанция к приходному кассовому ордеру за подписями главного бухгалтера или лица, на это уполномоченного, и кассира, заверенная печатью (штампом) кассира или оттиском кассового аппарата.
Следовательно, квитанция к приходному кассовому ордеру является одним из документов, подтверждающих факт внесения наличных денежных средств в кассу организации-продавца.
Из материалов дела следует, что Общество в подтверждение оплаты приобретенных у ООО "Экспромт", ООО "Упаковочные материалы" и АСМАП товаров представило суду не только копии квитанций к приходным кассовым ордерам, в которых налог на добавленную стоимость выделен отдельной строкой, но и копии чеков контрольно-кассовой техники. Чеки контрольно-кассовой техники не потребовались налоговым органом в соответствии со статьей 88 НК РФ в ходе проверки. Поэтому они представлены суду и им оценены.
Довод налогового органа об отсутствии в кассовом чеке от 09.02.2005, выданном Обществу ООО "Упаковочные материалы", выделенной отдельной строкой суммы налога на добавленную стоимость, не является основанием для отказа налогоплательщику в праве на налоговый вычет. Налог на добавленную стоимость в сумме 151 руб. выделен отдельной строкой в квитанции к приходному кассовому ордеру от 09.02.2005 N 283 (л.д. 39).
Кассационной инстанцией отклоняется и довод налогового органа о неправомерном предъявлении налогоплательщиком к вычету 444 528 руб. налога на добавленную стоимость, уплаченного ООО "Экспромт", по мотиву отсутствия сведений об уплате названным поставщиком товаров налога на добавленную стоимость в бюджет. Налоговая инспекция не представила доказательств направления ООО "Экспромт" требования о предоставлении документов, касающихся взаимоотношений с Обществом. Судом первой инстанции не установлен и факт недобросовестности Общества при заключении и исполнении сделок, в том числе при оплате товаров.
При таких обстоятельствах основания для отмены принятого по данному делу решения суда и удовлетворения жалобы налогового органа у кассационной инстанции отсутствуют.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Псковской области от 07.12.2005 по делу N А52-5615/2005/2 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Псковской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.Г. Кузнецова |
А.В. Шевченко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 4 апреля 2006 г. N А52-5615/2005/2
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника