Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 30 марта 2006 г. N А26-10063/2005-217
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Мунтян Л.Б., судей Асмыковича А.В., Ломакина С.А.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Ареал" Барановой О.В. (доверенность от 10.10.2005), Назаровой М.А. (доверенность от 25.03.2006),
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Республике Карелия Лютко О.О. (доверенность от 10.01.2006),
рассмотрев 30.03.2006 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Республике Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 30.11.2005 по делу N А26-10063/2005-217 (судья Шатина Г.Г.),
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Ареал" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Республике Карелия (далее - Инспекция) от 09.09.2005 N 1.319 об отказе Обществу в возмещении 1 092 553 руб. налога на добавленную стоимость (далее - НДС) за май 2004 года и обязании налогового органа возместить Обществу указанную сумму НДС.
Решением суда от 30.11.2005 заявленные Обществом требования полностью удовлетворены.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Инспекция просит отменить принятое по делу решение, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, в том числе положений пункта 9 статьи 167 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ). По мнению налогового органа, поскольку счета-фактуры по оплаченным заявителем товарам поступили с опозданием, то вычет НДС по ним должен быть произведен в том налоговом периоде, в котором эти счета-фактуры фактически получены.
В судебном заседании представитель Инспекции поддержал доводы кассационной жалобы, а представители Общества просили оставить решение суда первой инстанции без изменения, считая его законным и обоснованным.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, одним из видов деятельности Общества является поставка пиломатериалов на экспорт.
Инспекция провела камеральную проверку представленных Обществом декларации по НДС по налоговой ставке 0 процентов за май 2004 года и документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ. По результатам проверки налоговый орган признал правомерным применение заявителем налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов в рассматриваемом периоде и принял решение от 03.09.2004 N 1.32 о возмещении Обществу 558 034 руб. НДС.
В связи с тем, что контрагенты Общества (продавцы товара) с опозданием направили заявителю надлежаще оформленные счета-фактуры, 23.06.2005 Общество представило в Инспекцию измененную декларацию по НДС по налоговой ставке 0 процентов за май 2004 года, в которой дополнительно предъявило к возмещению 1 092 553 руб. НДС.
Ответчик провел камеральную проверку обоснованности применения Обществом налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов по НДС за май 2004 года и решением от 09.09.2005 N 1.319 отказал налогоплательщику в возмещении 1 092 553 руб. НДС. В обоснование принятого решения налоговый орган указал на то, что Общество не представило вместе с измененной декларацией документы, предусмотренные статьей 165 НК РФ, в том числе контракты, выписки банка, грузовые таможенные декларации, товаросопроводительные документы.
Общество не согласилось с решением Инспекции и обжаловало его в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции указал на то, что Инспекция не доказала обоснованность оспариваемого решения и в судебном заседании подтвердила право налогоплательщика на применение вычета по НДС согласно измененной декларации.
Кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 164 НК РФ налогообложение по ставке 0 процентов производится при реализации товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 НК РФ, на установленные статьей 171 НК РФ налоговые вычеты. Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенных режимах выпуска для свободного обращения, временного ввоза и переработки вне таможенной территории, в отношении: товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации, за исключением товаров, предусмотренных пунктом 2 статьи 170 настоящего Кодекса; товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.
Согласно пункту 4 статьи 176 НК РФ для подтверждения права на возмещение сумм НДС, уплаченных при реализации товаров (работ, услуг), предусмотренных подпунктами 1 - 6 и 8 пункта 1 статьи 164 НК РФ, налогоплательщик обязан представить в налоговый орган отдельную декларацию по ставке 0 процентов и перечисленные в статье 165 НК РФ документы, на основании которых налоговый орган должен не позднее трех месяцев принять решение о возмещении налога либо об отказе в его возмещении.
Из материалов дела следует и Инспекцией не оспаривается, что для подтверждения права на получение возмещения при налогообложении по ставке 0 процентов Общество вместе с первоначальной декларацией представило в налоговый орган все документы, предусмотренные пунктом 1 статьи 165 НК РФ. При этом в решении от 03.09.2004 N 1.32 Инспекция подтвердила получение Обществом 12 801 809 руб. экспортной выручки за май 2004 года и реальный экспорт товара.
Поскольку при уточнении налоговой декларации заявитель не изменял размер и состав налоговой базы, а Инспекция ранее подтвердила обоснованность ее обложения по налоговой ставке 0 процентов, суд сделал правильный вывод о неправомерности отказа Инспекции в возмещении 1 092 553 руб. НДС по причине непредставления Обществом документов, указанных в статье 165 НК РФ.
Ссылаясь на положения пункта 9 статьи 167 НК РФ, Инспекция указывает на необходимость включения заявленной налогоплательщиком к возмещению суммы налога в декларацию по НДС по налоговой ставке 0 процентов за май 2005 года, то есть за тот налоговый период, в котором Общество получило исправленные счета-фактуры.
Кассационная коллегия считает этот довод жалобы ошибочным по следующим основаниям.
Согласно пункту 9 статьи 167 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг), предусмотренных подпунктами 1 - 3 и 8 пункта 1 статьи 164 НК РФ, моментом определения налоговой базы по указанным товарам (работам, услугам) является последний день месяца, в котором собран полный пакет документов, перечисленных в статье 165 НК РФ.
Материалами дела подтверждается, что такой пакет документов Общество представило в Инспекцию 21.06.2004 вместе с первоначальной декларацией по НДС по налоговой ставке 0 процентов за май 2004 года. Решением от 03.09.2004 N 1.32 ответчик подтвердил соответствие представленных документов требованиям Налогового кодекса Российской Федерации.
А 23.06.2005 заявитель представил в Инспекцию одновременно с измененной декларацией исправленные счета-фактуры, которые не указаны в статье 165 НК РФ и не влияют на определение налоговой базы, облагаемой НДС по ставке 0 процентов.
Таким образом, при предъявлении к возмещению оспариваемой суммы НДС Обществом правильно учтен момент определения налоговой базы согласно пункту 9 статьи 167 НК РФ.
Развивая свой вывод о необходимости заявления Обществом оспариваемой суммы налога к возмещению за май 2005 года Инспекция указывает на несоблюдение заявителем порядка внесения исправлений в счета-фактуры, установленного Правилами ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по НДС, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.12.2000 N 914.
Суд кассационной инстанции считает ошибочным этот довод ответчика.
Для обоснования правомерности применения налоговых вычетов налогоплательщик должен представить в налоговый орган счета-фактуры, соответствующие требованиям статьи 169 НК РФ. При этом в налоговом законодательстве Российской Федерации отсутствует запрет на устранение несоответствия счетов-фактур названным требованиям и не содержится каких-либо условий такого устранения.
В случае исправления или переоформления счетов-фактур налогоплательщик вправе применить налоговые вычеты в том налоговом периоде, в котором имели место соответствующие хозяйственные операции (приобретение и принятие товара на учет), а не в периоде исправления ошибки в счете-фактуре. Данная позиция согласуется с нормой, содержащейся в статье 6 раздела II Положения по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" ПБУ 1/98, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 09.12.1998 N 60н, в силу которой "факты хозяйственной деятельности организации относятся к тому отчетному периоду, в котором они имели место, независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами".
Таким образом, реализуя право на налоговые вычеты, предусмотренное статьями 171 и 172 НК РФ, Общество представило счета-фактуры, отвечающие требованиям пунктов 5 и 6 статьи 169 НК РФ. Податель жалобы не привел доказательств несоответствия представленных Обществом счетов-фактур положениям указанной статьи.
При таких обстоятельствах суд обоснованно признал недействительным решение Инспекции от 09.09.2005 N 1.319 об отказе Обществу в возмещении 1 092 553 руб. НДС за май 2004 года и обязал налоговый орган возместить заявителю указанную сумму НДС.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 30.11.2005 по делу N А26-10063/2005-217 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Республике Карелия - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.Б. Мунтян |
С.А. Ломакин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 30 марта 2006 г. N А26-10063/2005-217
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника