Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 4 апреля 2006 г. N А56-7969/2005
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кузнецовой Н.Г., судей Самсоновой Л.А. и Шевченко А.В., при участии от общества с ограниченной ответственностью "Невские пороги" Трубачева A.M. (доверенность от 10.01.2006 N 10), от Инспекции Федеральной налоговой службы по Всеволожскому району Ленинградской области Кондратьевой И.В. (доверенность от 11.01.2006 N 04-23/110),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Всеволожскому району Ленинградской области на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.12.2005 по делу N А56-7969/2005 (судьи Фокина Е.А., Лопато И.Б., Савицкая И.Г.),
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Невские пороги" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительными решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Всеволожскому району Ленинградской области (далее - налоговая инспекция) от 28.01.2005 N 16 и требований от 04.02.2005 N 10048 и от 07.02.2005 N 10056 об уплате 1 029 228 руб. налога на прибыль и 216 024,03 руб. пеней за нарушение срока уплаты этого налога.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 23.08.2005 (судья Галкина Т.В.) в удовлетворении заявленных Обществом требований отказано.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.12.2005 решение суда от 23.08.2005 отменено. Суд признал недействительными решение налоговой инспекции от 28.01.2005 N 16 и требования от 04.02.2005 N 10048 и от 07.02.2005 N 10056 об уплате 1 029 228 руб. налога на прибыль и 216 024,03 руб. пеней за нарушение срока уплаты этого налога.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить постановление апелляционной инстанции и оставить в силе решение суда первой инстанции, ссылаясь на нарушение судом второй инстанции норм материального права.
В судебном заседании представитель налогового органа поддержал доводы жалобы, а представитель Общества просил оставить жалобу без удовлетворения.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, налоговая инспекция провела камеральную проверку представленной Обществом налоговой декларации по налогу на прибыль за 9 месяцев 2004 года. По результатам проверки принято решение от 28.01.2005 N 16 о доначислении 1 029 228 руб. налога на прибыль, зачисляемого в бюджет Ленинградской области, с соответствующей суммой пеней за нарушение срока уплаты этого налога. Это решение обосновано неправомерным применением Обществом при исчислении налога на прибыль, зачисляемого в бюджет субъекта Российской Федерации - Ленинградской области, льготной ставки 13 процентов, установленной подпунктом "а" пункта 1 статьи 7 Закона Ленинградской области от 22.07.97 N 24-оз "О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Ленинградской области" (в редакции Областных законов от 22.07.2003 N 57-оз и от 25.11.2003 N 100-оз).
На основании решения от 28.01.2005 налогоплательщику направлены требование от 04.02.2005 N 10048 об уплате 216 024,03 руб. пеней, начисленных за нарушение срока уплаты налога на прибыль в срок до 14.02.2005 и требование от 07.02.2005 N 10056 об уплате налога на прибыль в сумме 1 029 228 руб. в срок до 17.02.2005.
Общество, считая решение и требования налогового органа незаконными, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции удовлетворил заявленные налогоплательщиком требования.
Апелляционная инстанция отменила решение суда первой инстанции, подтвердив правомерность применения Обществом налоговой ставки 13 процентов при исчислении налога на прибыль, зачисляемого в бюджет субъекта Российской Федерации.
Кассационная инстанция, рассмотрев материалы дела и проверив правильность применения судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы налоговой инспекции.
Материалами дела подтверждается, что в декларации по налогу на прибыль за 9 месяцев 2004 года, представленной в налоговую инспекцию 28.10.2004, Общество, как организация, осуществляющая инвестиционную деятельность в соответствии с заключенным с Правительством Ленинградской области договором от 21.07.99 об осуществлении инвестиционной деятельности в Ленинградской области, исчислило налог на прибыль, уплачиваемый в бюджет субъекта Российской Федерации, по налоговой ставке 13 процентов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 284 НК РФ (в редакции, действовавшей в проверяемый период) налоговая ставка устанавливается (если иное не предусмотрено пунктами 2-5 указанной статьи) в размере 24 процентов. При этом:
сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 5 процентов, зачисляется в федеральный бюджет;
сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 17 процентов, зачисляется в бюджеты субъектов Российской Федерации;
сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 2 процентов, зачисляется в местные бюджеты.
Здесь же предусмотрена возможность понижения законами субъектов Российской Федерации налоговой ставки для отдельных категорий налогоплательщиков в отношении налогов, зачисляемых в бюджеты субъектов Российской Федерации. При этом указанная ставка не может быть ниже 13 процентов.
Статьей 1 Закона Ленинградской области от 16.06.2005 N 46-оз "О ставках налога на прибыль организаций для инвесторов, осуществляющих инвестиционную деятельность на территории Ленинградской области" для инвесторов в период применения режима наибольшего благоприятствования в соответствии с Законом Ленинградской области от 22.07.97 N 24-оз "О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Ленинградской области" понижена ставка налога на прибыль организаций в части, зачисляемой в областной бюджет, до 13 процентов.
Действие названной статьи распространено на правоотношения, возникшие с 1 января 2004 года.
Общество в соответствии с заключенным с Правительством Ленинградской области договором об осуществлении инвестиционной деятельности в Ленинградской области от 21.07.1999 является организацией, осуществляющей инвестиционную деятельность на территории Ленинградской области, которой в соответствии с Областным законом от 22.07.97 N 24-оз "О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Ленинградской области" установлен режим наибольшего благоприятствования.
Этот факт установлен судом и не оспаривается налоговым органом.
Следовательно, суд апелляционной инстанции, руководствуясь статьей 7 Закона Ленинградской области от 22.07.97 N 24-оз "О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Ленинградской области" (в редакции Областного закона от 16.06.2005 N 45-оз) и статьей 1 Закона Ленинградской области от 16.06.2005 N 46-оз "О ставках налога на прибыль организаций для инвесторов, осуществляющих инвестиционную деятельность на территории Ленинградской области", обоснованно подтвердил правомерность применения Обществом налоговой ставки 13 процентов в части налога на прибыль, уплачиваемого в бюджет Ленинградской области.
Кассационная инстанция отклоняет довод налоговой инспекции о нарушении Обществом пункта 2 статьи 7 Закона Ленинградской области от 22.07.97 N 24-оз "О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Ленинградской области" (в редакции Законов Ленинградской области от 22.07.2003 N 57-оз и от 25.11.2003 N 100-оз). Нарушение состоит в завышении Обществом прибыли от осуществления инвестиционного проекта, облагаемой по налоговой ставке 13 процентов, на сумму доходов и расходов от внереализационных операций, непосредственно не связанных с осуществлением инвестиционного проекта.
Налоговым органом неправомерно не принято во внимание, что решением Ленинградского областного суда от 04.11.2004 N 3-188/2004, оставленным без изменения определением Верховного суда Российской Федерации от 02.03.2005 N 33-Г05-2, статья 7 Закона Ленинградской области от 22.07.97 N 24-оз "О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Ленинградской области" (в редакции Закона Ленинградской области от 22.07.2003 N 57-оз с изменениями, внесенными Областными законами от 25.11.2003 N 100-оз, от 12.03.2004 N 18-оз и от 08.10.2004 N 75-оз) признана противоречащей федеральному законодательству и недействующей с 01.01.2004. Суды указали на то, что субъектам Российской Федерации предоставлено лишь право понижать до определенного уровня ставку налога для отдельных категорий налогоплательщиков, но не устанавливать особый порядок формирования налоговой базы. Предусмотренный же Законом Ленинградской области от 22.07.97 N 24-оз "О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Ленинградской области" особый порядок исчисления прибыли (введение в статье 1 Областного закона понятия "приведенная прибыль") для установления налоговых льгот при осуществлении инвестиционной деятельности, не соответствует порядку исчисления прибыли, предусмотренному статьями 247, 274, 284, 286 НК РФ.
В связи с признанием судами статьи 7 Закона Ленинградской области от 22.07.97 N 24-оз "О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Ленинградской области" с 01.01.2004 недействующей, Законом Ленинградской области от 16.06.2005 N 45-оз внесены изменения в статью 7 Областного закона "О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Ленинградской области". Одновременно принят Закон Ленинградской области от 16.06.2005 N 46-оз "О ставках налога на прибыль организаций для инвесторов, осуществляющих инвестиционную деятельность на территории Ленинградской области", статьей 1 которого понижена в 2004 году ставка налога на прибыль организаций в части, зачисляемой в областной бюджет, до 13 процентов для инвесторов в период применения режима наибольшего благоприятствования в соответствии с областным законом от 22.07.97 N 24-оз.
Действие Закона от 16.06.2005 N 45-оз и статьи 1 Закона от 16.06.2005 N 46-оз распространено на правоотношения, возникшие с 1 января 2004 года.
Кассационная инстанция не усматривает и нарушений судом апелляционной инстанции положений пункта 2 статьи 6 и статьи 9 Областного закона от 22.07.97 N 24-оз.
В соответствии с пунктом 2 статьи 6 Областного закона от 22.07.97 N 24-оз конкретные меры государственной поддержки и срок действия режима наибольшего благоприятствования в отношении конкретного инвестора устанавливаются в соответствии со статьями 7 и 8 областного закона и отражаются в договоре об осуществлении инвестиционной деятельности, заключаемом от имени Ленинградской области с инвестором.
Такой договор заключен 21 июля 1999 года между Правительством Ленинградской области договором и ООО "Невские пороги". Согласно договору Общество осуществляет инвестиционную деятельность в соответствии с инвестиционным проектом "Создание чаеразвесочной фабрики в Ленинградской области" на льготных условиях, определенных Правительством Ленинградской области.
К договору от 21.07.99 заключены дополнительные соглашения от 26.06.2000 б/н, от 28.06.2001 N 2, от 17.12.2002 N 3 и от 29.03.2004 N 4 (л.д.32-37 т.1).
Дополнительным соглашением от 29.03.2004 N 4 внесены изменения в пункт 1.5.1 инвестиционного договора. Обществу предоставлено право уплачивать налог на прибыль, зачисляемый в бюджет Ленинградской области, по ставке 13 процентов на срок фактической окупаемости инвестиционных затрат, а также на двухлетний период после завершения срока фактической окупаемости инвестиционных затрат, либо по истечении прогнозного срока окупаемости инвестиционных затрат.
Таким образом, принимая во внимание положения статей 13, 247, 274, 284 и 286 НК РФ, Законов Ленинградской области от 22.07.97 N 24-оз "О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Ленинградской области", от 16.06.2005 N 45 "О внесении изменений в областной закон "О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Ленинградской области" и от 16.06.2005 N 46 "О ставках налога на прибыль организаций для инвесторов, осуществляющих инвестиционную деятельность на территории Ленинградской области", а также условия инвестиционного договора от 21.07.99 и дополнительных соглашений к нему от 26.06.2000 б/н, от 28.06.2001 N 2, от 17.12.2002 N 3 и от 29.03.2004 N 4, кассационная инстанция считает, что дело рассмотрено судом апелляционной инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда о применении норм права соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка: вместо "от 16.06.2005 N 45, от 16.06.2005 N 46" следует читать "от 16.06.2005 N 45-оз, от 16.06.2005 N 46-оз"
Правовых оснований для удовлетворения жалобы налоговой инспекции и отмены принятого по данному делу постановления суда у кассационной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.12.2005 по делу N А56-7969/2005 оставить без изменения, кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Всеволожскому району Ленинградской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.Г. Кузнецова |
А.В. Шевченко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 4 апреля 2006 г. N А56-7969/2005
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника