Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 22 марта 2006 г. N А42-7531/2005
Резолютивная часть постановления объявлена 22.03.2006. Полный текст постановления изготовлен 22.03.2006.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Морозовой Н.А., судей Ломакина С.А., Никитушкиной Л.Л.,
при участии от Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Мончегорску Мурманской области Борисановой С.А. (доверенность от 11.01.2006 N 5),
рассмотрев 22.03.2006 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Мончегорску Мурманской области на решение Арбитражного суда Мурманской области от 22.11.2005 по делу N А42-7531/2005 (судья Бубен В.Г.),
установил:
Инспекция Федеральной налоговой службы по городу Мончегорску Мурманской области (далее - инспекция) обратилась в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о взыскании с закрытого акционерного общества "Северное производственно-коммерческое объединение" (далее - общество) 30 201 руб. 25 коп. штрафа за нарушение установленного законодательством о налогах и сборах срока представления налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС) за сентябрь 2004 года и неполную уплату НДС за данный налоговый период.
Решением суда от 22.11.2005 требования инспекции удовлетворены частично: с общества взыскано 6 369 руб. 25 коп. штрафа за неполную уплату НДС за сентябрь 2004 года. Во взыскании с ответчика штрафа за нарушение срока представления налоговой декларации суд налоговому органу отказал.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе инспекция просит отменить решение от 22.11.2005 и принять по делу новый судебный акт в части отказа во взыскании с общества 23 832 руб. штрафа на основании пункта 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.
В судебном заседании представитель инспекции поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Вероятно, в тексте документа допущена опечатка: вместо "части 3 статьи 286" следует читать "части 3 статьи 284"
Представитель общества, надлежащим образом извещенного о месте и времени слушания дела, в судебное заседание не явился, что в силу части 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не препятствует рассмотрению дела в его отсутствие.
Согласно части 1 статьи 286 АПК РФ арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено названным Кодексом. Поскольку иное в данном случае Кодекс не предусматривает, то жалоба инспекции рассматривается в пределах содержащихся в ней доводов и возражений общества.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Из материалов дела следует, что 07.02.2005 общество представило в инспекцию декларацию по НДС за сентябрь 2004 года.
Налоговый орган по итогам камеральной проверки декларации составил уведомление от 26.04.2005 N 83, в котором зафиксировал факты нарушения обществом законодательства о налогах и сборах, выразившиеся в представлении с нарушением срока указанной декларации и неполной уплате НДС за сентябрь 2004 года, и направил его ответчику. Решением от 06.05.2005 N 144 инспекция привлекла общество к ответственности за совершение налогового правонарушения в виде взыскания 23 832 руб. штрафа на основании пункта 1 статьи 119 НК РФ за нарушение установленного законом срока представления налоговой декларации и 6 369 руб. 25 коп. штрафа на основании пункта 1 статьи 122 НК РФ за неполную уплату НДС. Налоговый орган также доначислил НДС и начислил соответствующие пени и направил обществу требования от 06.05.2005 N 176, 177 и 4563 об уплате штрафных санкций, налога и пеней в добровольном порядке в срок до 16.05.2005.
Поскольку штрафы в добровольном порядке общество не уплатило, инспекция обратилась с заявлением о принудительном их взыскании в арбитражный суд.
В соответствии со статьей 23 НК РФ налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.
Согласно статье 80 НК РФ налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
В силу пункта 1 статьи 119 НК РФ непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета влечет взыскание штрафа.
Согласно статье 163 НК РФ налоговый период по НДС устанавливается как календарный месяц. Для налогоплательщиков (налоговых агентов) с ежемесячными в течение квартала суммами выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога и налога с продаж, не превышающими один миллион рублей, налоговый период устанавливается как квартал.
Согласно пункту 1 статьи 174 НК РФ уплата НДС по операциям, признаваемым объектом налогообложения, производится по итогам каждого налогового периода исходя из фактической реализации (передачи) товаров за истекший налоговый период, не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.
Налогоплательщики (налоговые агенты) обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации (пункт 5 статьи 174 Кодекса).
Согласно пункту 6 статьи 174 НК РФ налогоплательщики с ежемесячными в течение квартала суммами выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога и налога с продаж, не превышающими один миллион рублей, вправе уплачивать налог исходя из фактической реализации (передачи) товаров за истекший квартал не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом.
Налогоплательщики, уплачивающие налог ежеквартально, представляют налоговую декларацию в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом.
Из приведенных норм следует, что, если выручка от реализации товаров (работ, услуг) в каком-либо месяце квартала превысила один миллион рублей, налоговым периодом для налогоплательщика признается месяц, а следовательно, этот налогоплательщик обязан представлять налоговые декларации по итогам каждого месяца, начиная с месяца, в котором произошло превышение суммы выручки.
Как видно из материалов дела, сумма выручки общества от реализации товаров (работ, услуг) без учета налогов за июль 2004 года составила 1 317 808 руб. Следовательно, обязанность представлять декларации помесячно возникла у налогоплательщика с августа 2004 года.
Общество представило спорную налоговую декларацию за сентябрь 2004 года в налоговый орган лишь в феврале 2005 года вместе с иными ежемесячными налоговыми декларациями (за июль и август 2004 года), то есть с нарушением установленного законодательством о налогах и сборах срока ее подачи.
Кассационная инстанция считает ошибочным вывод суда о представлении обществом налоговой декларации за сентябрь 2004 года по НДС как уточненной.
В соответствии с пунктом 1 статьи 80 НК РФ налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и (или) другие данные, связанные с исчислением и уплатой налога.
Согласно статье 52 названного Кодекса налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот. Из пункта 1 статьи 55 Кодекса следует, что под налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате.
Пунктом 1 статьи 54 Кодекса предусмотрено, что налогоплательщики-организации исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных регистров бухгалтерского учета и (или) на основе иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением.
В силу пункта 1 статьи 81 Кодекса при обнаружении налогоплательщиком в поданной им налоговой декларации неотражения или неполноты отражения сведений, а равно ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик обязан внести необходимые дополнения и изменения в налоговую декларацию.
Декларация за сентябрь 2004 года по НДС, поданная обществом 07.02.2005, не может являться уточненной, поскольку ранее она не представлялась им за данный налоговый период. Налоговая декларация по НДС за III квартал 2004 года, поданная обществом в инспекцию в установленный законом для этой декларации срок, относится к иному налоговому периоду и имеет другую налоговую базу. Не представив в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговую декларацию по НДС за сентябрь 2004 года, общество совершило виновные противоправные деяния, ответственность за которые предусмотрена пунктом 1 статьи 119 Кодекса. Поэтому вывод суда о том, что действия ответчика по представлению уточненной налоговой декларации не образуют состава налогового правонарушения, не соответствует обстоятельствам дела, в силу чего обжалованное решение суда по данному эпизоду подлежит отмене.
Учитывая, что судом при вынесении судебного акта не проверялись иные обстоятельства дела, связанные с правомерностью привлечения налогоплательщика к указанной ответственности, в том числе обоснованность размера штрафной санкции и приведенные сторонами иные доводы, решение суда подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 22.11.2005 по делу N А42-7531/2005 в части отказа во взыскании с ответчика 23 832 руб. штрафных санкций по пункту 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации отменить.
Дело в этой части направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Мурманской области.
Председательствующий |
Н.А. Морозова |
Л.Л. Никитушкина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 22 марта 2006 г. N А42-7531/2005
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника