Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 28 марта 2006 г. N А05-12799/2005-9
См. также постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 22 декабря 2006 г.
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 31 октября 2006 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Михайловской Е.А., судей Малышевой Н.Н., Хохлова Д.В.,
при участии от государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Северодвинске Архангельской области Акулова А.Б. (доверенность от 24.12.2004 N 06-15/23729),
рассмотрев 28.03.2006 в открытом судебном заседании кассационную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Северодвинске Архангельской области на решение от 17.10.2005 (судья Меньшикова И.А.) и постановление апелляционной инстанции от 08.12.2005 (судьи Тряпицына Е.В., Бекарова Е.И., Шашков А.Х.) Арбитражного суда Архангельской области по делу N А05-12799/2005-9,
установил:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Северодвинске Архангельской области (далее - Управление Пенсионного фонда) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о взыскании с федерального государственного унитарного предприятия "Производственное объединение "Северное машиностроительное предприятие" (далее - Предприятие) 90 905 руб. штрафа за представление недостоверных сведений для персонифицированного учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Решением суда от 17.10.2005 оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 08.12.2005, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Управление Пенсионного фонда, ссылаясь на неправильное применение судом статей 10, 22, 24 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ), статей 11, 17 Федерального закона от 01.04.96 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ), просит отменить обжалуемые судебные акты и удовлетворить заявленные требования.
В отзыве на кассационную жалобу Предприятие просит решение суда оставить в силе, считая его законным и обоснованным.
В судебном заседании представитель Управления Пенсионного фонда поддержал доводы жалобы.
Предприятие о месте и времени рассмотрения дела извещено надлежащим образом, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в его отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Предприятие зарегистрировано в качестве юридического лица 19.03.1992, о чем внесена запись в Единый государственный реестр юридических лиц (листы дела 7-13). В силу статьи 6 Закона N 167-ФЗ Предприятие как организация, производящая выплаты физическим лицам, является страхователем.
Предприятие 31.12.2004 представило в Управление Пенсионного фонда сведения (документы), необходимые для индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования за 2004 год, в том числе по формам СЗВ-4-1, СЗВ-4-2, АДВ-11, АДВ-6, АДВ-6-1.
В ходе проведения проверки представленных документов Управление Пенсионного фонда установило, что Предприятие представило недостоверные сведения за 2004 года, предусмотренные статьей 11 Закона N 27-ФЗ, необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, о чем составлен акт от 30.03.2005 N 2/7. В акте указано, что "нарушены права застрахованных лиц - работников обособленного структурного подразделения СХП "Заводское", на выплаты, произведенные в их пользу применены заниженные тарифы страховых взносов за 2004 год (список работников прилагается). В приложении к акту указано : "Список застрахованных лиц".
На основании акта от 30.03.2005 N 2/7 Управление Пенсионного фонда приняло решение от 12.04.2005 N 2/7 о привлечении Предприятия к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, в виде взыскания 90 905 руб. штрафа за представление в Пенсионный фонд Российской Федерации недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Управление Пенсионного фонда направило в адрес Предприятия требование от 12.04.2005 N 2/7, в котором предложило до 26.04.2005 уплатить штраф в добровольном порядке.
Поскольку требование не исполнено, Управление Пенсионного фонда обратилось в арбитражный суд с заявлением о взыскании с Предприятия 90 905 руб. штрафа.
Суды первой и апелляционной инстанций, отказывая в удовлетворении заявления Управления Пенсионного фонда, пришли к выводу, что в действиях Предприятия отсутствует состав правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ (представление недостоверных сведений), поскольку Предприятие представило в Управление Пенсионного фонда сведения о той сумме страховых взносов, которую фактически начислило в пользу застрахованных лиц, хотя и с применением пониженного тарифа.
Кассационная инстанция считает, что решение и постановление подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение по следующим основаниям.
Согласно пункту 1 статьи 8 Закона N 27-ФЗ страхователь представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения обо всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы.
В пункте 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ содержатся сведения, которые страхователь обязан представлять в Пенсионный фонд Российской Федерации один раз в год, но не позднее 1 марта о каждом работающем у него застрахованном лице, в том числе суммы начисленных страховых взносов обязательного пенсионного страхования.
Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование уплачиваются по тарифам, указанным в статье 22 Закона N 167-ФЗ. Данной нормой предусмотрены пониженные тарифы для выступающих в качестве работодателей организаций, занятых в производстве сельскохозяйственной продукции, родовых, семейных общин коренных малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, и крестьянских (фермерских) хозяйств, а также тарифы для всех иных работодателей организаций.
В соответствии с пунктом статьи 24 Закона N 167-ФЗ в отношении страхователей - организаций, в состав которых входят обособленные подразделения, определение условий для применения тарифов страховых взносов производится в целом по организации, включая обособленные подразделения.
В соответствии с частью 3 статьи 17 Закона 27-ФЗ за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Из системного анализа указанных норм следует, что страхователи должны представлять в Пенсионный фонд Российской Федерации достоверные сведения, а значит, они должны указывать достоверные суммы начисленных страховых взносов обязательного пенсионного страхования. Представление в Пенсионный фонд сумм начисленных страховых взносов с применением тарифов, на которые страхователь не имеет права, следует расценивать как представление недостоверных сведений. Такие действия страхователя образуют состав правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ. Выводы судов об отсутствии в данном случае состава правонарушения основаны на неправильном применении статей 11, 17 Закона N 27-ФЗ, а также статьи 24 Закона N 167-ФЗ.
Как следует из материалов дела, основным видом деятельности Предприятия является строительство судов (лист дела 70, том 2). Предприятие имеет обособленное подразделение - сельскохозяйственное предприятие "Заводское" (далее - СХП "Заводское"), которое занимается производством сельскохозяйственной продукции (свиноводством).
Предприятие представило в Управление Пенсионного фонда суммы страховых взносов, начисленных работникам обособленного подразделения СХП "Заводское" за 2004 год с применением пониженного тарифа страхового взноса, установленного для страхователей, занятых в производстве сельскохозяйственной продукции.
Из анализа статей 22, 24 Закона N 167-ФЗ следует, что определение условий для применения страховых тарифов производится в целом по организации, включая обособленные подразделения.
Однако суды не исследовали вопрос правомерности применения Предприятием в 2004 году для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное работникам обособленного подразделения пониженного тарифа, установленного для страхователей, занятых в производстве сельскохозяйственной продукции.
В материалах дела имеется список застрахованных лиц, для которых неправомерно применены пониженные тарифы в 2004 году (листы дела 40-42, том 1). В списке указаны суммы страховых взносов, начисленные Предприятием. Данный список Управление Пенсионного фонда представило в арбитражный суд при подаче заявления о взыскании налоговой санкции. В материалах дела имеется еще один список лиц, для которых неправомерно применены пониженные тарифы в 2004 году (листы дела 2-6, том 2), представленный в суд Управлением Пенсионного фонда в ходе рассмотрения дела. В нем указаны размеры страховых взносов, которые начислило Предприятие, а также размеры страховых взносов, которые, по мнению Пенсионного фонда, следовало применять. Суды необоснованно не приняли эти документы в качестве доказательства по делу и не дали им оценки.
Таким образом, выводы, содержащиеся в обжалуемых решении и постановлении, не соответствуют нормам материального права и в связи с чем указанные судебные акты подлежат отмене. Поскольку судом не дана оценка имеющимся в материалах дела доказательствам, то в силу подпункта 3 пункта 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело следует направить на новое рассмотрение в первую инстанцию того же арбитражного суда.
При новом рассмотрении суду следует оценить списки застрахованных лиц, имеющиеся в материалах дела; исследовать вопрос правомерности применения Предприятием при исчислении страховых взносов за 2004 год пониженных тарифов, установленных подпунктом 2 пункта 2 статьи 22 Закона N 167-ФЗ, для сельскохозяйственных производителей в части выплат, произведенных в пользу работников обособленного структурного подразделения СХП "Заводское", определить каким должен быть размер начисленных страховых взносов, и с учетом обстоятельств, установленных при новом рассмотрении дела, сделать обоснованный вывод о правомерности или неправомерности заявленного Управлением Пенсионного фонда требования.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение от 17.10.2005 и постановление апелляционной инстанции от 08.12.2005 Арбитражного суда Архангельской области по делу N А05-12799/2005-9 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.
Председательствующий |
Е.А. Михайловская |
Д.В. Хохлов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 28 марта 2006 г. N А05-12799/2005-9
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника