Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 3 апреля 2006 г. N А05-17552/2005-29
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кочеровой Л.И., судей Малышевой Н.Н., Михайловской Е.А., при участии от Архангельского областного фонда обязательного медицинского страхования Попова С.В. (доверенность от 11.01.05 N 1), рассмотрев 30.03.06 в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации муниципального образования "Онежский муниципальный район" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 06.12.05 по делу N А05-17552/2005-29 (судья Никитин С.Н.),
установил:
Архангельский областной фонд обязательного медицинского страхования (далее - Фонд) обратился в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о взыскании с администрации муниципального образования "Город Онега и Онежский район" (после переименования - администрация муниципального образования "Онежский муниципальный район" (далее - Администрация) 2 540 000 руб.. задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование неработающего населения за 3 и 4 кварталы 2004 года и 62 688 руб. 28 коп. пеней за нарушение срока уплаты страховых взносов.
Решением суда от 06.12.05 требование фонда удовлетворено полностью.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Администрация, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, просит отменить судебный акт. По мнению подателя жалобы, фонд пропустил срок, установленный пунктом 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), для обращения в суд с заявлением о принудительном взыскании недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование.
Администрация, надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения спора, представителя для участия в судебном заседании не направила, с связи с чем дело рассмотрено без его участия.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как усматривается из материалов дела, Фонд провел выездную проверку Администрации по вопросу своевременности и полноты перечисления страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения за период с 01.07.04 по 31.12.04, результаты которой отразил в акте от 20.07.05 N 14.
В ходе проверки установлена задолженность Администрации по уплате страховых взносов за 3 и 4 кварталы 2004 года в размере 2 540 000 руб. На задолженность начислено 62 688, 28 руб. пени.
По результатам рассмотрения акта проверки Фонд принял решение от 10.08.05 N 12 о взыскании с Администрации указанной суммы недоимки и пени.
На основании принятого решения Фонд направил Администрации требование N 16, в котором предложил в добровольном порядке в срок до 05.09.05 уплатить недоимку по страховым взносам и пени.
Поскольку Администрация не исполнила требование Фонда, последний обратился в суд с заявлением о принудительном взыскании недоимки по страховым взносам и пени.
Суд первой инстанции удовлетворил требование Фонда, отклонив доводы Администрации о пропуске заявителем срока, предусмотренного пунктом 3 статьи 48 НК РФ.
Кассационная инстанция считает решение суда правильным и не находит оснований для его отмены.
Согласно статье 2 Закона Российской Федерации от 28.06.91 N 1499-1 "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 1499-1) страхователями при обязательном медицинском страховании для неработающего населения являются Советы Министров республик в составе Российской Федерации, органы государственного управления краев, областей, автономных округов и автономных областей, местная администрация.
В силу статьи 17 Закона N 1499-1 платежи на обязательное медицинское страхование неработающего населения осуществляют Советы Министров республик в составе Российской Федерации, органы государственного управления автономной области и автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, местная администрация за счет средств, предусматриваемых в соответствующих бюджетах при их формировании на соответствующие годы с учетом индексации цен. При недостатке средств местного бюджета страховые взносы дотируются за счет соответствующих бюджетов в порядке, установленном Советом Министров Российской Федерации.
Статьей 2 Областного Закона от 10.12.03 N 208-26-ОЗ "О бюджете Архангельского областного фонда обязательного медицинского страхования на 2004 год" также предусмотрено, что страховые взносы на обязательное медицинское страхование неработающего населения уплачиваются в территориальный фонд администрацией Архангельской области, муниципальными образованиями области за счет средств, предусматриваемых в соответствующих бюджетах при их формировании на текущий год.
Таким образом, Администрация является плательщиком страховых взносов на обязательное медицинское страхование и обязана их уплачивать.
В статье 19 Федерального закона от 05.08.00 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" установлено, что страховые взносы на обязательное медицинское страхование неработающего населения в территориальные фонды обязательного медицинского страхования производятся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в соответствии с Положением о порядке уплаты страховых взносов в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, утвержденным постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24.02.93 N 4543-1 (далее - Положение).
В соответствии с пунктом 5 Положения платежи на обязательное медицинское страхование неработающего населения перечисляются ежемесячно в размере не менее 1/3 квартальной суммы средств, предусмотренных на указанные цели в соответствующих бюджетах, с учетом индексации, не позднее 25 числа текущего месяца.
Согласно пункту 7 Положения по истечении установленных сроков уплаты страховых взносов невнесенная сумма считается недоимкой и взыскивается с начислением пени. К недоимке относится и сумма задолженности, выявленная при проверке плательщика страховых взносов.
Наличие недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 3 и 4 кварталы 2004 года, выявленной при проверке, и задолженности по пеням подтверждается материалами дела (листы дела 14,15, 16, 17) и Администрацией не оспаривается.
Доводы плательщика взносов о нарушении сроков, предусмотренных пунктом 3 статьи 48 НК РФ, правомерно отклонены судом первой инстанции. При этом суд исходил из того, что недоимка за 3 и 4 кварталы 2004 года выявлена в ходе выездной проверки и доначислена по ее результатам, оформленным актом от 20.07.05. На основании акта проверки принято решение от 10.08.05 и направлено требование от 16.08.05 N 16 со сроком исполнения до 05.09.05, следовательно, срок для обращения с заявлением в суд о взыскании недоимки следует исчислять с 05.09.05.
В соответствии с абзацем 2 статьи 70 НК РФ требование об уплате недоимки и соответствующих пеней, выставляемое в соответствии с решением, принятым по результатам проверки, должно быть направлено плательщику в десятидневный сроке даты вынесения соответствующего решения.
В силу пункта 3 статьи 48 НК РФ исковое заявление о взыскании задолженности может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требований об уплате недоимки.
В данном случае решение принято 10.08.04, требование N 16 направлено Администрации 16.08.04 со сроком исполнения до 05.09.04, следовательно, срок обращения в суд истекает 05.03.06. Поскольку Фонд обратился с заявлением в суд 19.10.05, то есть в пределах шестимесячного срока, установленного пунктом 3 статьи 48 НК РФ, вывод суда о соблюдении Фондом срока взыскания недоимки и пени является правильным.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно удовлетворил требование Фонда о взыскании с Администрации 2 540 000 руб. задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 3 и 4 кварталы 2004 года и 62 688, 28 руб. пени.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 06.12.05 по делу N А05-17552/2005-29 оставить без изменения, а кассационную жалобу администрации муниципального образования "Онежский муниципальный район" - без удовлетворения.
Взыскать с администрации муниципального образования "Онежский муниципальный район" в доход федерального бюджета 1000 руб. госпошлины за рассмотрение дела в суде кассационной инстанции.
Председательствующий |
Л.И. Кочерова |
Е.А. Михайловская
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 3 апреля 2006 г. N А05-17552/2005-29
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника