Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 3 апреля 2006 г. N А26-9531/2005-210
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Асмыковича А.В., судей Боглачевой Е.В., Морозовой Н.А.,
при участии от Администрации города Петрозаводска Скольца П.С. (доверенность от 10.01.2006 N 13-17/17),
рассмотрев 30.03.2006 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы России по городу Петрозаводску на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 15.11.2005 по делу N А26-9531/2005-210 (судья Гарист С.Н.),
установил:
Инспекция Федеральной налоговой службы России по городу Петрозаводску (далее - Инспекция) обратилась в Арбитражный суд Республики Карелия о взыскании с Администрации города Петрозаводска (далее - Администрация) 41 779 руб. 99 коп. штрафа по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) за неуплату налога на добавленную стоимость (далее - НДС) за 4-й квартал 2004 года.
Решением суда первой инстанции от 15.11.2005 в удовлетворении заявленных требований Инспекции отказано.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Инспекция просит отменить решение суда первой инстанции и удовлетворить заявленные требования, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права. По мнению подателя жалобы, подпункт 4 пункта 2 статьи 146 НК РФ неприменим к договорам купли-продажи имущества, в связи с чем Администрация обязана уплатить в бюджет НДС.
В судебном заседании представитель Администрации представил отзыв и просил оставить решение суда без изменения.
Инспекция о месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Как следует из материалов дела, Администрация представила в Инспекцию налоговую декларацию по НДС за 4-й квартал 2004 года, в которой подлежащий уплате в бюджет НДС равен нулю.
Инспекция провела камеральную проверку представленной декларации, по результатам которой составила акт от 07.04.2005 N 3.2-09/580 и вынесла решение от 24.05.2005 N 3.2-12/955 о привлечении Администрации к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ в виде взыскания 41 779 руб. 99 коп. штрафа и уплате 208 899 руб. 95 коп. НДС и 10 361 44 руб. пеней.
В ходе проверки налоговый орган установил, что Администрация в 4-м квартале 2004 года реализовывало земельные участки из земель, находящихся в муниципальной собственности на основании договоров купли-продажи на сумму 1 160 555 руб. 17 коп. При этом, как указывает Инспекция, договоры составлялись таким образом, что НДС по сделкам уплачивался в бюджет самими покупателями земельных участков. Администрация НДС со сделок не исчисляла и в бюджет не уплачивала, руководствуясь подпунктом 4 пункта 2 статьи 146 НК РФ. По мнению Инспекции, указанная норма неприменима к договорам купли-продажи имущества, что подтверждается введением подпункта 6 в пункт 2 статьи 146 НК РФ, в соответствии с которым не признаются объектом налогообложения операции по реализации земельных участков с 01.01.2005.
Кассационная инстанция, рассмотрев доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, считает, что суд, удовлетворяя требования Общества, правомерно исходил из следующего.
В силу статьи 148 Устава муниципального образования города Петрозаводска Администрация города Петрозаводска имеет право предоставлять в долгосрочное или краткосрочное пользование, передавать в аренду, доверительное управление, передавать и продавать в собственность земельные участи и природные объекты, находящиеся в муниципальной собственности.
В соответствии со статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 Кодекса.
Согласно статье 7 Федерального закона от 28.08.95 N 154-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 154) местное самоуправление осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, названным Федеральным законом, другими федеральными законами, конституциями, уставами субъектов Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации.
Законодательное регулирование субъектами Российской Федерации вопросов местного самоуправления осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Законом N 154.
Экономическую основу местного самоуправления составляют муниципальная собственность, местные финансы, имущество, находящееся в государственной собственности и переданное в управление органам местного самоуправления, а также иная собственность, служащая удовлетворению потребностей населения муниципального образования (статья 28 Закона N 154).
В состав муниципальной собственности входят средства местного бюджета, муниципальные внебюджетные фонды, имущество органов местного самоуправления, а также муниципальные земли и другие природные ресурсы, находящиеся в муниципальной собственности, муниципальные предприятия и организации, муниципальные банки и другие финансово-кредитные организации, муниципальные жилищный фонд и нежилые помещения, муниципальные учреждения образования, здравоохранения, культуры и спорта, другое движимое и недвижимое имущество (статья 29 Закона N 154).
Доходы от приватизации (выкупа) объектов муниципальной собственности поступают в полном объеме в местный бюджет.
В силу статьи 5 Закона N 154 органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта Российской Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами. Функция по распоряжению земельными участками до разграничения государственной собственности на землю возложена на администрацию как орган местного самоуправления, в соответствии с пунктом 10 статьи 3 Федерального закона Российской Федерации от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
Согласно статье 41 Закона N 154 от имени муниципального образования приобретать и осуществлять имущественные и иные права и обязанности, выступать в суде без доверенности могут глава местной администрации, другие должностные лица местного самоуправления в соответствии с уставом муниципального образования. Органы местного самоуправления, которые в соответствии с Законом N 154 и уставом муниципального образования наделяются правами юридического лица, являются муниципальными учреждениями, образуемыми для осуществления управленческих функций, и подлежат государственной регистрации в качестве юридических лиц в соответствии с федеральным законом.
Представительный орган муниципального образования и местная администрация как юридические лица действуют на основании общих для организаций данного вида положений Закона N 154 в соответствии с Федеральным законом от 12.01.96 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" применительно к учреждениям.
Таким образом, из изложенного следует, что договоры купли-продажи земельных участков заключались Администрацией в целях выполнения возложенных на них исключительных полномочий в определенной сфере деятельности, обязательность выполнения которых установлена законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, актами органов местного самоуправления.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 146 НК РФ объектом налогообложения НДС признается реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 39 НК РФ реализацией товаров, работ или услуг организацией или индивидуальным предпринимателем признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу на безвозмездной основе.
Реализуемые и предоставляемые в аренду земельные участки Администрации на праве собственности не принадлежали. Средства, поступающие Администрации, зачислялись в бюджет района и являлись плановыми источниками дохода бюджетов. Средства, поступающие Администрации от реализации и сдачи в аренду земельных участков, носят целевой характер и не могут быть признаны доходами в смысле, придаваемом им статьей 41 НК РФ.
Деятельность Администрации по распоряжению земельными участками не относится к предпринимательской и денежные средства, зачисляемые в бюджет от этих операций, не являются выручкой от предпринимательской деятельности.
С учетом изложенного в отношении Администрации подлежат применению положения подпункта 4 пункта 2 статьи 146 НК РФ, в соответствии с которыми не признается объектом налогообложения НДС выполнение работ (оказание услуг) органами, входящими в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, в рамках выполнения возложенных на них исключительных полномочий в определенной сфере деятельности в случае, если обязательность выполнения указанных работ (оказания услуг) установлена законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, актами органов местного самоуправления.
При указанных обстоятельствах операции Администрация при реализации земельных участков не является организацией, применительно к определению понятия "организация" приведенному в статье 143 НК РФ и пункте 2 статьи 11 НК РФ, и не является плательщиком НДС. Такой вывод следует также из смысла положений подпункта 6 статьи 146 НК РФ, введенного Федеральным законом от 20.08.2004 N 109-ФЗ "О внесении изменений в статьи 146 и 149 части второй Налогового кодекса Российской Федерации."
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287 (пунктом 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 15.11.2005 по делу N А26-9531/2005-210 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы России по городу Петрозаводску - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.В. Асмыкович |
Н.А. Морозова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 3 апреля 2006 г. N А26-9531/2005-210
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника