Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 10 апреля 2006 г. N А56-18941/2005
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Корпусовой О.А., судей Абакумовой И.Д. и Дмитриева В.В.,
при участии представителей:
товарищества собственников жилья "Золотая осень" - Крыловой Е.Е. (доверенность от 01.02.2006) и Петровой Е.Г. (доверенность от 01.02.2006),
Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Санкт-Петербургу- Косьминой И,А. (доверенность от 10.01.2006 N 03-04/19),
рассмотрев 03.04.2006 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 02.09.2005 (судья Левченко Ю.П.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.12.2005 (судьи Протас Н.И., Борисова Г.В., Шульга Л.А.) по делу N А56-18941/2005,
установил:
Товарищество собственников жилья' "Золотая осень"' (далее - ТСЖ) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Санкт-Петербургу (далее - инспекция) от 28.04.2005 N 18-04/6379 в части доначисления и уплаты в бюджет 448 079 руб. 87 коп. единого социального налога и 141 974 руб. 24 коп. пеней, а также 89615 руб. 97 коп. штрафа по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации,
Решением суда первой инстанции от 02.09.2005 заявленные ТСЖ требования удовлетворены.
Постановлением суда апелляционной инстанции 20.12.2005 решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе инспекция просит отменить решение и постановление, ссылаясь на то, что ТСЖ не входит в перечень организаций, которые в соответствии с подпунктом 8 пункта 1 статьи 238 Налогового кодекса Российской Федерации вправе производить расходы, не подлежащие обложению единым социальным налогом (далее - ЕСН).
В судебном заседании представитель инспекции поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, а представители ТСЖ отклонили их, считая судебные акты, принятые по настоящему делу, законными и обоснованными. Представитель ТСЖ также обозвал ходатайство об отложении рассмотрения кассационной жалобы инспекции.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке. Суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов дела, по результатам выездной налоговой проверки ТСЖ инспекцией составлен акт от 08.04.2005 N 58/18 и вынесено решение от 28.04.2004 N 18-04/6379. Данным решением налоговый орган предложил ТСЖ перечислить в бюджет 448 079 руб. 87 коп. единого социального налога и 141 974 руб. 24 коп. пеней за 2003-2004 годы. Заявитель также привлечен к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации "за неполную уплату ЕСН в результате занижения налоговой базы" (листы дела 19-22). В ходе проверки инспекцией установлено занижение налоговой базы по ЕСН вследствие применения заявителем льготы, установленной подпунктом 8 пункта 1 статьи 238 Налогового кодекса Российской Федерации (действовавшим на- момент спорных правоотношений). По мнению инспекции, ТСЖ не имеет права на применение льготы, поскольку не входит в перечень организаций, которые в соответствии с подпунктом 8 пункта 1 статьи 238 Налогового кодекса Российской Федерации вправе производить расходы, не подлежащие обложению ЕСН.
Согласно подпункту 8 пункта 1 статьи 238 Налогового кодекса Российской Федерации не подлежат налогообложению суммы, выплачиваемые за счет членских взносов садоводческих, садово-огородных, гаражно-строительных и жилищно-строительных кооперативов (товариществ) лицам, выполняющим работы (услуги) для указанных организаций. Поскольку Налоговый кодекс Российской Федерации не содержит определения понятия "жилищно-строительный кооператив (товарищество)", в силу пункта 1 статьи 11 названного Кодекса в данном случае подлежит применению определение этого понятия, данное в гражданском законодательстве.
Согласно пункту 1 статьи 116 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) потребительским кооперативом признается добровольное объединение граждан и юридических лиц на основе членства с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов.
Статьей 291 ГК РФ предусмотрено, что собственники квартир для обеспечения эксплуатации многоквартирного дома, пользования квартирами и их общим имуществом образуют некоммерческую организацию - товарищество собственников квартир (жилья), которое создается и действует в соответствии с Федеральным законом от 15.06.96 N 72-ФЗ "О товариществах собственников жилья" (далее - Закон о ТСЖ). В силу статьи 1 данного закона ТСЖ - некоммерческая организация, объединяющая домовладельцев для совместного управления и обеспечения эксплуатации комплекса недвижимого имущества в кондоминиуме, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом. В силу статей 32 и 40 Закона о ТСЖ принципом организации ТСЖ является добровольное членство собственников помещений в кондоминиуме, а его имущество состоит из вступительных и иных взносов, обязательных платежей его членов.
Как разъяснил Конституционный Суд Российской Федерации в пункте 3.3 мотивировочной части постановления от 23.12.04 N 19-П "По делу о проверке конституционности подпункта 8 пункта 1 статьи 238 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с коллективной жалобой граждан..." (далее - Постановление N 19-П), введенное подпунктом 8 пункта 1 статьи 238 Налогового кодекса Российской Федерации изъятие из установленных его статьями 236 и 237 объекта налогообложения и налоговой базы по единому социальному налогу основано на учете природы перечисленных в нем организаций, являющихся некоммерческими, не преследующими извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (пункт 1 статьи 50 ГК РФ, пункт 1 статьи 2 Федерального закона от 12.01.96 "О некоммерческих организациях"), в частности потребительских кооперативов - объединений, основанных на началах членства и созданных для удовлетворения материальных и иных потребностей участников путем объединения ими имущественных паевых взносов (пункт 1 статьи 116 ГК РФ).
Конституционный Суд Российской Федерации указал, что законодатель, освободив подпунктом 8 пункта 1 статьи 238 Налогового кодекса Российской Федерации от обложения единым социальным налогом указанные в нем суммы, исходил из конституционно значимой цели создания условий для осуществления права граждан на жилище, отдых и охрану здоровья и государственной поддержки кооперативов (товариществ).
Действующим гражданским законодательством предусмотрены различные организационно-правовые формы некоммерческих организаций. В пункте 3 статьи 50 ГК РФ указано, что юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), финансируемых собственником учреждений, благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законом.
Таким образом, товарищества собственников жилья - это некоммерческие объединения граждан, создаваемые с целью удовлетворения личных, материальных и иных потребностей их участников путем объединения членами имущественных паевых взносов.
Следовательно, к указанным в подпункте 8 пункта 1 статьи 238 Налогового кодекса Российской Федерации организациям, которые не уплачивают ЕСН с сумм, выплачиваемых за счет членских взносов лицам, выполняющим работы (услуги) для указанных организаций, относятся и ТСЖ, а также их ассоциации (объединения в виде некоммерческих организаций). Материалами дела подтверждается, что членами ТСЖ являются как физические лица, так и юридические лица - владельцы нежилых помещений в данном кондоминиуме, что не противоречит статьям 32, 40 Закона о ТСЖ.
Судом также установлено, что ТСЖ оплатило работы (услуги) лицам, их выполнившим, за счет членских взносов.
На основании изложенного суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены судебных актов, принятых по настоящему делу.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 02.09.2005 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.12.2005 по делу N А56-18941/2005 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Санкт-Петербургу - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.А. Корпусова |
В.В. Дмитриев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 10 апреля 2006 г. N А56-18941/2005
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника